Технология изготовления хакасской деревянной юрты – ағас иб
Анкета-паспорт
объекта нематериального культурного наследия
Республики Хакасия (ОНН)
«Технология изготовления хакасской деревянной юрты – ағас иб»
- Наименование – Технология изготовления хакасской деревянной юрты – ағас иб.
2. Описание объекта. Деревянная юрта – ағас иб – стационарное срубное многоугольное жилище. Понятие «юрта» чаще используется исследователями по отношению к переносным жилищам кочевников. Применение этого термина в настоящее время при обозначении многоугольных деревянных построек хакасов условно. У алтайцев, к примеру, эти жилища называются «агаш аил», у хакасов – «ағас иб» или «тадар иб».
Деревянная юрта – ағас иб - как объект нематериального культурного наследия Республики Хакасия включает в себя знания, умения и навыки, относящиеся к традиции его изготовления и использования. Этот объект имеет для хакасов сакральное значение и отражает религиозно-мифологические основы традиционной культуры народа.
При изготовлении жилища – ағас иб соблюдались традиции и обычаи, согласно которым выбиралось место, время для начала строительства, ритуал заселения хозяевами, а также дальнейшее пребывание последних в нем. Технология строительства деревянной юрты имеет древние корни, которые можно проследить на примерах памятников археологии.
Хакасская деревянная юрта - ағас иб:
- Количество углов – от 4-х – до 14-ти. Количество углов юрты указывало на достаток хозяина, чем богаче – тем больше углов;
- Стены - «хана» или «тала» выкладываются из отесанных лиственничных бревен, проложенных мхом, углы срублены замком «в лапу» или «в обло»;
- Двери – деревянные, одностворчатые. Двери располагаются на восточной стороне стены;
- Крыша – сфероидная, реже – коническая, по конструкции делится на два типа. 1 – жерди концами упираются в стены и кольцо дымохода; 2 – решетка из балок, сложенных в виде пирамиды. В верхней части крыши располагается дымовое отверстие «тÿнÿк». Свод крыши «хыйынды» покрывался сначала берестой – «тос», а сверху – в несколько слоев лиственничной корой «хахпас», укрепленной внешним каркасом жердей «пызыт»;
- Полы - земляные, в холодное время укрывались пластами бересты, войлоком или шкурами.
3. Современное бытование ОНН - Российская Федерация, Республика Хакасия. Все районы и населенные пункты Республики Хакасия. В настоящее время около 80% имеющихся объектов сконцентрировано в Аскизском районе Хакасии.
4. Принадлежность ОНН (этнос и конфессия) – хакасы (самоназвание тадар) – тюркоязычный этнос, преимущественно проживающий в Республике Хакасия, которая расположена в долинах рек Енисей и Абакан. На севере, востоке и юго-востоке Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге – с Республикой Тыва, на юго-западе – с Республикой Алтай, на западе – с Кемеровской областью. Религия – с XIX – христианство, в основном – народное православие, до христианства – шаманизм.
5. Язык (или диалекты, на котором существует ОНН) - хакасский язык относится к алтайской языковой семье тюркской языковой группы. Современный хакасский язык имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский.
6. Сведения об особенностях ОНН
Историко-этнографическая характеристика
Многоугольные деревянные жилища были распространены у хакасов, тувинцев, алтайцев, бурят и якутов. Важным вопросом является генезис юрты, ее истоки как традиционного жилища народов Южной Сибири. Этнографы и археологи считают, что войлочная и берестяная юрты - это архаические архитектурные формы, а деревянную юрту длительное время относили к архитектурным формам нового типа и связывали ее появление с крепнущей оседлостью хакасов, а также со знакомством с традициями русской архитектуры. Хакасский этнограф К.М. Патачаков пишет: «…В связи с переходом на оседлую жизнь, к концу XIX века переносные юрты были совершенно вытеснены новыми бревенчатыми срубными юртами. Срубные юрты начали строить хакасы еще в первой половине прошлого столетия, причем (по рассказам стариков) войлочные юрты исчезли раньше, чем берестяные…». Отношение к деревянной юрте как новому явлению в строительстве жилищ в традиционной культуре народов Южной Сибири изменилось в последние десятилетия благодаря новым данным, полученными археологами.
Одним из доказательств архаических истоков бытования деревянной юрты на территории Хакасии являются знаменитые Боярские писаницы, Большая и Малая, которые по времени создания датируются концом I тысячелетия до новой эры.
На поверхности песчаника обнаружены изображения жилищ, антропоморфных существ, оленей, коз, коней. Жилища представлены в виде рубленых домов и юрт.
Следовательно, на территории Хакасии около двух с половиной тысяч лет назад уже существовала традиция создания деревянных юрт. Это значительно повышает историко-культурную значимость сохранившихся хакасских традиционных жилищ…».
История выявления и фиксации
Значительный вклад в сохранение сведений о деревянной хакасской юрте был сделан выдающимся тюркологом Н.Ф. Катановым. В своих отчетах о полевых изысканиях на территории современной Хакасии Николай Федорович Катанов неоднократно производил замеры и давал описания хакасских юрт. Любопытные сведения о закономерностях планировки хакасского аала оставил П.Е. Островских: «…Войлочных юрт теперь уже не встречается; берестяные же сравнительно редко попадаются, в виду все большей и большей затруднительности в добыче бересты и меньшей их практичности и долговечности по сравнению с деревянными. У бедных качинцев кроме конусообразных юрт из длинных жердей, обставленных лиственничной корой и разными досками, встречаются еще почти прямоугольные лиственничные с куполообразным верхом; такие юрты обставлены с боков цельными в средний рост человека кусками лиственничной коры. Берестяные юрты качинцы называют – ип, конусообразные же лиственничные – алачек. Кроме 8-ми угольных деревянных юрт приходилось мне еще встречать 6, 10 и 12-и угольные. Собираясь женить сына, отец, прежде всего, строит для него новую юрту на север от своей; причем юрта сына должна быть меньшей величины, но теперь, с русским влиянием, требуется больший простор в помещении, почему этот обычай почти не соблюдается…».
Аксиологический аспект
Суғлығ кiзi сууна айланчаң,
Иблiг кiзi ибiнзер айланчаң.
(хакасская пословица)
Велико культурное значение юрты. Хакасы говорят: «Человек, имеющий родину, скучает о ней, человек, имеющий свой дом, скучает о нем» (хакасская пословица).
Юрта – один из основных элементов образа родины в традиционной культуре. Это выражается, прежде всего, в бережном отношении хозяев к старым и ветхим юртам. В фольклоре народов Южной Сибири юрта занимает центральное положение – это середина мироздания. При этом, обладая устойчивым положением во Вселенной, юрта имела все признаки «малой» Вселенной. У юрты есть свое «небо» - купол перекрытия (причем через отверстие в дымоходе были видны облака, звезды, солнечные лучи); своя «гора» - мужская половина и кровать, и своя «низина» - женская половина; свое «кладбище» - под порогом «хоронили» послед и т.д. Но, что самое важное, каждая часть юрты (как и пространство Среднего мира) имела своего магического «хозяина» - тёся. Находясь в юрте, человек никогда не оставался в одиночестве, он постоянно привлекал к решению своих проблем материального и духовного порядка магических существ. Лучшие достижения культуры, основы мировоззрения, народная философия и педагогика хакасов формировались в связи и в контексте юрты и неотделимы от нее.
Изготовление
Высота юрты доходила до 3,5 метров при диаметре 6-8 метров. Стены юрты «хана» и «тала» были сложены из отесанных лиственничных бревен в 8-10 венцов, высота сруба – 150-160 см. Столь незначительная высота сруба объясняется необходимостью экономично расходовать тепло. Чем раньше начинается купол перекрытия, тем ниже границы тепловой пробки. Это делало юрту гораздо теплее.
Технология изготовления деревянной юрты описана В.Я. Бутанаевым: «…Углы подогнаны «в лапу» (хыйған), иногда вставлялись в пазы специальных столбов. Бревна проконопачивали мхом (торбас). Деревянные двери «ізік» делались одностворчатыми. Высота средней юрты От дверей к западной стороне были протянуты два параллельных шеста «хуртус» (артхы) для сушки продуктов и одежды. Концы их врубались в верхние венцы стен.
Крыша «хыр» деревянных юрт была двух типов. Первый по своей конструкции напоминал каркас купола войлочной юрты «тирмеліг иб». Массивный деревянный круг дымохода «хараачы» укреплялся на стропилах «ох ағас» (тепкіс), идущих от каждого угла юрты. Крышу покрывали тесом «чарды», края дымохода «тÿнÿк» окаймляли слоем плах «чапанчи», предназначенных для закрепления крыши от порывов ветра. Второй тип конструкции представлял решетку из балок «хыйынды», сложенных в виде пирамиды. Каждая балка свода крыши врезалась в концы двух соседних, образуя продолжение боковых граней многоугольной юрты. Кверху они укорачиваются. В «хыйынды» насчитывается до 10 венцов. Посредине оставлялось дымовое отверстие «тÿнÿк». Свод крыши «хыйынды» покрывался сначала берестой, а сверху лиственничной корой «хахпас». Для укрепления кора придавливалась слегами «пызыт». За постройку деревянной юрты давали двух волов или одну дойную корову…».
Интерьеры юрт, вне зависимости от типа и конструкции, имеют устойчивую структуру. Дверь находится на восточной стороне. Пол был земляной, но в начале XX века богатые хозяева начали стелить деревянные полы. Посредине юрты находился очаг, на котором готовили пищу. Внутри юрта делилась на две половины. Правая от входа, северная (алтынсарых) сторона считалась женской половиной, левая, южная (ÿстÿнсарых) – мужской. Такое деление связано с особенностями жизни и быта семьи. На правой половине размещалась кухонная утварь, различная посуда, расставленная на полках и особых подставках, и продукты питания. На левой стороне находились предметы мужского труда: конская сбруя, охотничье снаряжение, различные инструменты. На левой и правой передних сторонах в сундуках на особых подставках, в шкатулках, расставленных на полках, хранились одежда, женские украшения и другие личные вещи членов семьи. Прямо напротив дверей устраивалась постель хозяев.
Таким образом, интерьеры юрты были оптимально организованы для ведения домашнего хозяйства в условиях полукочевого образа жизни. Однокамерное помещение юрты имело четкие культурные и функциональные разграничения. Пространство юрты через размещение магических оберегов-тёсей было поделено на участки престижные и не престижные, обрядовой и бытовой активности.
7. Предметы, связанные с ОНН (описание предметов, связанных с объектом, четырех видов: инструмент, костюм, атрибут, орудие труда).
- Инструменты – топоры, пилы, скобели, металлические клинья, ножи;
- Элементы интерьера – полки, подставки, мебель, сундуки;
- Утварь и орудия труда;
- Магические атрибуты – образы хранителей жилища.
8. Сведения о технике исполнения/технологии изготовления (указывается название техники или технологии, связанной с объектом, и дается ее описание).
Объект изготавливается комплексным способом, с использованием плотницких и столярных приемов (рубка, отесывание, шлифовка, долбление пазов, корьевание).
Дерево очищали от коры и выравнивали с двух сторон, стесывали. Соединения бревен сруба в углах вырубаются топором. Для того чтобы между венцами сруба не образовывались щели, прокладывали мхом. Для кровли заготавливали бересту, затем пласты ее вываривали и сшивали в полотна конским волосом. Для корьевой крыши заготавливали лиственничную кору, а для перекрытия крыши тесом распускали бревно на плахи.
9. Источники сведений об ОНН.
Тип ответственности – исследователь, хранитель, эксперт.
Название организации – ГАУК РХ «Хакасский республиканский национальный музей - заповедник». Местонахождение – Республика Хакасия, д. Казановка, Аскизский район, ул. Новая, 18.
10. Персоналии (краткие сведения о людях, связанных с объектом).
Кайлачаков Евгений Семенович (родился в 1963г.), строитель, мастер в области изготовления деревянной юрты, с. Аскиз;
Кулемеев Сергей Ананьевич (родился в 1951г.), строитель, мастер в области изготовления деревянной юрты, с. Аскиз;
Майнагашев Евгений Петрович (родился в 1964г.), индивидуальный предприниматель, мастер в области изготовления деревянной юрты, с. Верх – Аскиз;
Саможиков Олег Степанович (родился в 1965г.), строитель, мастер в области изготовления деревянной юрты, с. Аскиз;
Чарков Сергей Трофимович (родился в 1964г.), хайджи, педагог, народный мастер «Чон Узы» Республики Хакасия, заслуженный деятель искусств Республики Хакасия, г. Абакан;
Чустугешев Арсис (ХIX – XXвв.);
Угдыжеков Николай (нач. XX в.), плотник, мастер в области изготовления деревянной юрты, с. Верх – Аскиз.
11. Коллективы и организации, имеющие отношение к ОНН.
– ГАУК РХ ««Хакасский национальный краеведческий музей - заповедник», (РХ, Аскизский район, д. Казановка, ул. Новая,18);
– ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова» (г. Абакан, ул. Пушкина, 28а);
- ГАУ РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева» (г. Абакан, проспект Ленина, 76);
- ГБОУ РХ "Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова" (РХ, г. Абакан, ул. Крылова 35);
– МАУК музей-заповедник «Хуртуйах тас» (РХ, Аскизский район, аал Анхаков);
- Филиал музея-заповедника «Хуртуях тас» Литературный музей имени М.Е.Кильчичакова (РХ, Аскизский район д. Верхняя Тея, ул. Бирикчульская, 7Б);
- МБОУ Калининская СОШ (РХ, Аскизский район, с. Аскиз, улица Зеленая, 32А);
- МБОУ «Верх – Аскизская СОШ» (РХ, Аскизский район, село Верх-Аскиз, улица Советская, 11);
– МБУК «Арбатский муниципальный музей под открытым небом» (РХ, с. Арбаты, ул. Октябрьская, 10А);
- МБУК «Музей под открытым небом Усть-Сос» (РХ, Бейский район, аал Усть-Сос, улица Степная, 15);
– МБУК Музей – заповедник «Сулеки» (РХ, Орджоникидзевский район, село Устинкино, ул.Советская, д. 20);
– МБУК «Таштыпский муниципальный краеведческий музей» (РХ, с. Таштып, ул. Луначарского, 7);
– МБУК «Музей-заповедник «Сундуки» (РХ, с. Июс, ул. Центральная, 8 -2)
– МАУК «Музей «Древние курганы Салбыкской степи» (РХ, Усть-Абаканский район, Вершино-Биджинский сельский совет, в 1км., на юго-западе от хутора №9;
- Объединенное муниципальное казенное учреждение культуры «Читi Хыс» Нижне-Базинский сельский Дом культуры (РХ, Аскизский район, с. Нижняя База, ул. Школьная, 3);
- Турбаза Хакасский Этнокультурный Парк «Хара Суг» (РХ, Боградский район, п. Туманный);
- Сагайская поляна (РХ, Аскизский район);
- Турбаза «Кюг» (РХ, Аскизский район, в трех км., на северо-восток от автодороги Аскиз – Вершина Теи).
12. Сведения о действии над/с ОНН (вносится информация о действиях трех типов: сохранение, популяризация и использование).
Сохранение – хранение в поселениях Республики Хакасия, в частных руках, в том числе как семейная реликвия; содействие научным, искусствоведческим и технологическим исследованиям с целью эффективной охраны объекта нематериального культурного наследия. Обеспечение мастеров заказами мастеров-изготовителей.
Популяризация – Организация конкурсов на лучшую хакасскую юрту. Издание литературы, размещение информации в интернете, СМИ. В настоящее время интерес населения Хакасии к традиционной архитектурной форме возрождается. За последние десять лет на территории Республика Хакасия построено более ста юрт. В виде деревянных юрт активно строятся жилые дома, объекты туристических баз, музейные комплексы, культурно-досуговые объекты.
Использование – проведение национальных праздников – Тун пайрам, Чыл пазы, Уртун той и т.д., осуществление музейной, культурно-досуговой, бразовательной деятельности. Также используются для проживания, для организации отдыха туристов.
13. Сведения об авторе-составителе паспорта.
Кулимеева Виктория Кимовна – научный сотрудник ГАУК РХ ««Хакасский национальный краеведческий музей - заповедник».
14. Информация, необходимая для поиска на сайте (тип и подтип объекта по рубрикатору, ключевые слова).
Тип и подтип объекта: знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами, строительством традиционных жилищ.
Ключевые слова: хакасы, юрта, ағас иб, традиционная культура, традиционное жилище хакасов.
Основная литература:
- Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998. С. 79-100.
- Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии. // Советская этнография. 1976. №. 4. С. 43-57.
- Дьяконова В.П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001. С. 49-54.
- Дьяконова В.П. Некоторые палеоэтнографические черты в традиционной культуре тувинцев // Материальная культура народов Сибири. Л., 1976. С. 198-212.
- Еремин Л.В. Тропою горных духов. Археологические экскурсии по Хакасскому музею-заповеднику «Казановка». Красноярск: изд-во «Платина», 2007. 168 с.
- Еремин Л.В. Перспективы формирования архитектурно-этнографических музейных комплексов в Хакасии // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы II Международной научной конференции. Абакан, 2008. С. 54-58.
- Еремин Л.В. Живая связь времен (современная хакасская юрта). Абакан, 2009. 84 с.
- Еремин Л.В. Хакасская традиционная юрта – образовательный этнопедагогический полигон // Хакасский детский праздник Тун пайрам: пособие для учителя. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2011. С. 16-23.
- Зыков Ф.М. К вопросу о происхождении многоугольных построек якутов // Якутия и ее соседи в древности. Якутск, 1975. С. 195.
- История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М., 1993. С. 289-292.
- Катанов Н.Ф. Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Т. 3. Вып. IV. С. 559-570.
- Кызласов И.Л. Пратюркские жилища. Обследование Саяно-Алтайских древностей. М.; Самара, 2005. 94 с.
- Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969. С. 33.
- Мартынов А.И. Роль тагарской культуры и ее населения в формировании народов Сибири и их культуры // Происхождение аборигенов Сибири. Томск, 1969. С. 172-174.
- Мартынова Г.С. Древнейшие археологические данные о многоугольных жилищах сибирских народов // Происхождение аборигенов Сибири. Томск, 1969. С. 186-187.
- Островских П. Этнографические заметки о Тюрках Минусинского края // Живая старина. Вып. III, IV. СПб. 1895. С. 315.
- Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII-XIX вв.). Абакан, 1958. С. 59-60.
- Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. М; Л., 1961. С. 159.
- Савинов Д.Г. К интерпретации изображений Боярских писаниц // Археология Южной Сибири. Новосибирск, 2003. С. 100-105.