Татьяна Чаптыкова: первые сто дней во главе Минкультуры Хакасии

07.11.2017

09:40

Татьяна Чаптыкова: первые сто дней во главе Минкультуры Хакасии

С 17 июля у Министерства культуры Республики Хакасия новый руководитель – Татьяна ЧАПТЫКОВА. Традиционно по истечении «первых ста дней у власти» принято подводить некие первые итоги. Что показали эти первые месяцы работы у министерского руля, какие проблемы существуют сегодня в отрасли, как их намерен решать новый руководитель, какие направления станут приоритетными в работе – обо всем этом в беседе с Татьяной Владимировной ЧАПТЫКОВОЙ.

Татьяна Владимировна, до назначения вас на должность министра культуры Республики Хакасия жители региона, больше, наверное, даже абаканцы, из числа постоянных зрителей филармонии знали вас как интересного лектора, тонкого знатока музыки. Вместе с тем работа министра – это и решение хозяйственных вопросов, трудности с выплатой и размером заработной платы работникам культуры в условиях острого бюджетного дефицита, множество других проблемных вопросов. Было ли для вас неожиданным предложение возглавить министерство культуры?

– Лектор-музыковед – это лишь небольшая, действительно известная лишь узкому кругу поклонников классической музыки, часть моей работы. Долгое время моя профессиональная деятельность была связана с наукой и просветительством: я преподавала культурологию, музыкально-теоретические дисциплины в Институте искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. До этого работала редактором в Центральном музыкальном музее имени Глинки в Москве, преподавала в Российском гуманитарном университете, в элитных школах для одаренных детей. То есть, к моменту прихода в филармонию у меня уже был достаточно большой опыт работы в разных сферах культуры. За время работы в филармонии я приобрела и опыт организационной работы, занимаясь подготовкой и проведением концертов, различных форумов, конференций. Лектор-музыковед – это не конферансье, не ведущий, этот человек проводит огромную, невидимую для зрителя работу. Подготавливая концерт с какой-либо приглашенной звездой, мне доводилось выполнять функции организатора, режиссера, администратора. Ведь с музыкантом необходимо согласовать, какая информация будет озвучена во время концерта, и эта информация, помимо того, что она обязательно должна быть корректна и профессионально представлена, должна соответствовать статусу выступающего артиста. Представьте, какой требуется класс работы от лектора-музыковеда, чтобы для зрителя концерт прошел на одном дыхании, приглашенная звезда казалась простым, доступным человеком. Однако лектор-музыковед это, повторюсь, лишь небольшая часть моей профессиональной деятельности. Гораздо большую часть времени занимала работа по подготовке и проведению различных масштабных мероприятий: форумов, симпозиумов, конференций, к примеру организация Года Н.Ф. Катанова. Активно я была задействована и в форумах «Сибер Ил»: в качестве музыковеда, модератора площадок, на одном из форумов выступала на пленарном заседании – презентовала культуру Хакасии. Такая работа требует не только академических знаний (Татьяна Чаптыкова – кандидат философских наук, обучалась в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, аспирантуре Академии госслужбы при Президенте РФ. – Прим. редакции), но и навыков организационной, управленческой работы и, что важно, навыков представительской работы, искусства дипломатии. Так что до назначения на должность министра я была активно вовлечена в общественную, политическую жизнь республики. При этом некоторые недовольные моим назначением писали, говорили: мол, что это, творческий человек, музыковед стал министром. Кто же, как не человек из сферы культуры, знающий все проблемы этой отрасли изнутри, должен быть назначен на должность министра культуры?

Возможно, в обывательском представлении, это должен быть человек, уже имевший опыт управленческой деятельности в должности руководителя какого-либо учреждения либо трудившийся в должности заместителя министра…

– Это обывательское, стереотипное представление. В мировой практике на такие идеологически важные должности, как министр культуры, назначают именно профессионалов из сферы культуры, экспертов по культуре, а не опытных управленцев. Зачастую взгляд опытного управленца – это взгляд чиновника-функционера, действующего в определенных рамках, он не выходит за пределы установленных директив. Чем опытнее функционер, тем он будет осторожнее, и, как правило, из таких, пусть и хороших, чиновников не получаются реформаторы. Профессионал из сферы культуры знает, видит все проблемы изнутри и не боится их называть публично, предлагать варианты решения проблем. Так, у нас в Хакасии достаточно неспешно происходит ротация кадров в области исполнительского искусства. В связи с этим вскоре мы можем столкнуться с кадровым дефицитом. Средний возраст работников культуры – предпенсионный. Да, зачастую это уважаемые и достойные люди, но некоторые из таких именитых мастеров живут былыми заслугами, с неохотой уступая дорогу молодым. В такой ситуации трудно говорить об эффективном развитии культуры.

Важнейшим вопросом культуры на сегодняшний день является качественная профессиональная подготовка специалистов. Важно, чтобы большой потенциал талантливых детей вырастал в класс профессионалов. Перед Министерством культуры и Министерством образования и науки республики стоит непростая задача: решение проблемы творческого развития учреждений в области профессионального искусства. Очень важно, сохраняя традиции, искать новые формы и пути обновления в данном направлении. Необходимо готовить свои кадры – не только артистов и исполнителей. Нам нужны режиссеры, художественные руководители, творческие лидеры в широком смысле этого слова. Необходимо создавать новые ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ творческие коллективы, потому как за последнее десятилетие создано не так много коллективов в области профессионального искусства. Ну, и интенсивность труда у нас должна быть выше.

Проблемы, а соответственно и направления работы на ближайшее время вы обозначили. Традиционно при назначении нового руководителя по истечении «первых ста дней у власти» принято подводить некие первые итоги. Вы как раз «сто дней у власти» – как бы вы для себя охарактеризовали этот период?

– Прежде всего, это уникальный опыт глубокого, всестороннего погружения в республиканскую общественную жизнь, во все сферы культуры Хакасии. Новые профессиональные обязанности позволили взглянуть на мою родную республику, на ее культуру с совершенно другой высоты – обзор стал гораздо шире. За этот период мною намечены новые перспективы, горизонты в развитии культуры Хакасии.

Министр культуры – это не только управленец, это политик, стратег, способный видеть на несколько шагов вперед, то, что большинству сегодня еще непонятно. Так в свое время работал мой отец (Владимир Чаптыков – первый министр культуры Республики Хакасия. – Прим. редакции) В 2000 году он вышел с инициативой создания в Хакасии симфонического оркестра. Тогда была та же ситуация, что и сегодня: денег в бюджете не хватало. Многие музыканты вообще его инициативу расценили как новогоднюю шутку. Но, тем не менее, симфонический оркестр в Хакасии был создан.

Для достижения поставленных целей нужны, прежде всего, единомышленники. После назначения на должность министра вы не стали менять команду управленцев – новые задачи будут решать прежние кадры?

– Кадровые изменения в Министерстве культуры Хакасии идут, они постепенны. Уже пришли несколько новых специалистов. Кроме этого, сменится один из заместителей – новая кандидатура пока не согласована, поэтому имя человека называть преждевременно.

Вообще же менять команду – это не означает убирать людей, это, прежде всего, смена приоритетов в работе. Убирать людей просто ради новизны, ради того, чтобы у руководителя появилась своя «свита», свои новые приближенные – это глупо. Я стараюсь сформировать команду единомышленников, а это могут быть и на данный момент остаются прежние люди, профессионалы своего дела. Мы меняем приоритеты в работе, создаем другую систему ценностей, этику труда – когда на первое место ставятся качество твоей работы, интенсивность труда, а не межличностные отношения, не лакировка действительности.

Если уж мы заговорили о системе ценностей – каковы должны быть задачи министерства культуры? Как вы считаете, в чем заключается руководство культурой в национальной республике, но при этом в многонациональном субъекте?

– Мы живем в многонациональном субъекте, в котором представлена культура более 100 народов, так что Хакасия – уменьшенная модель Российской Федерации. Наша республика всегда отличалась своим гостеприимством и миролюбием, представители всех 108 национальностей имеют возможность сохранять свою национальную идентичность, однако при этом ощущают себя единым народом – россиянами. Мы обязательно должны сохранять все это многоцветие и многоголосие разных народов, сохранять и развивать все национальные культуры. Министерство культуры Хакасии в данном направлении работает.

Вместе с тем земля наша называется Хакасия, есть такое понятие, как культура коренного, титульного народа – и это наше достояние. Нам необходимо осознать, что хакасская культура обладает ценностями не только национального, но и мирового уровня. У нас есть уникальное горловое пение (в частности, у хакасов есть даже женское горловое пение), чатханное искусство, уникальные народные музыкальные инструменты, необычное декоративно-прикладное искусство. Мы просто обязаны оценить свою культуру с точки зрения ее мировой значимости, должны суметь огранить свои «алмазы» в настоящие «бриллианты», соединить фольклорное многообразие национальной культуры с профессиональным искусством.

Так, при поддержке главы Хакасии Виктора Зимина в Хакасской республиканской филармонии им. В.Г. Чаптыкова появятся два новых коллектива: один представит этническую эстраду, второй – горловое пение. Наши признанные во всем мире профессионалы горлового пения должны быть не только мастерами-исполнителями, но и настоящими деятелями культуры – растить и продвигать своих учеников, тем самым обеспечивая со временем преемственность в своем искусстве. Мой отец дал путевку на профессиональную сцену многим солистам филармонии, а позже часто выступал вместе со своими учениками. Поэтому я не понимаю какой-то профессиональной ревности некоторых наших именитых исполнителей. Чем больше будет различных творческих коллективов, тем разнообразнее, интереснее будет культура нашей Хакасии.

Татьяна Владимировна, работа министра связана и с решением насущных материальных вопросов. В последнее время поднимались вопросы ремонта сельских домов культуры – какова ситуация сегодня?

– Вопрос о строительстве и ремонте сельских домов культуры решается посредством федеральных и республиканских целевых программ, в рамках которых за последние годы Правительством Хакасии построено 18 домов культуры, отремонтировано более 50 учреждений культуры в сельской местности. В рамках проекта партии «Единая Россия» «Местный Дом культуры» проведен ремонт четырех домов культуры, а в двадцати трех обновлена аппаратура.

Во многом успешная работа учреждений культуры зависит не только от финансирования, но и, прежде всего, от грамотной организации труда. Приведу наглядный пример – муниципальное казенное учреждение «Централизованная библиотечная система г. Черногорска». Как казенное учреждение, эта библиотечная система даже не имеет права самостоятельно зарабатывать, однако ее руководитель Людмила Павловна Табачных активно использует такой инструмент, как гранты и различные федеральные проекты. Благодаря этому она содержит свое учреждение в образцово-показательном виде, реализует множество интересных проектов.

Нужно понимать, что сегодня каждый руководитель учреждения культуры должен быть одновременно и успешным менеджером, возможно, даже бизнесменом. Финансирование современных учреждений культуры может состоять из трех частей: бюджетное финансирование, коммерческие проекты и спонсирование. Приведу пример успешного руководителя – это директор Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова Андрей Иосифович Готлиб. Профессионал своего дела, он собрал замечательную команду, умеет найти и поддержать талантливую молодежь – учит ее, отправляет на различные стажировки, в музее постоянно проводятся обучающие семинары. Уже сегодня наш музей – центр культурной жизни Хакасии. И во многом это заслуга таких руководителей, как Андрей Иосифович.

На самом деле в культурной среде Хакасии много активных деятелей, энтузиастов. Все они работают на одну цель – совершенствовать те результаты, которых уже добились, и развивать те направления в области культуры, которые пока формируются.

К слову, о формировании. Реализуемые музейным центром проекты будут соответствовать такому масштабному красивому зданию?

– Один из приоритетов в работе Министерства культуры – чтобы новые красивые «строительные объекты» наполнялись интересным, достойным содержанием. Если мы говорим о Национальном музее, то это обязательно будут новые экспозиции, выставки, интересные межрегиональные проекты. Так, мы планируем активно участвовать в федеральном проекте «Великий шелковый путь», благодаря чему сможем показать жителям Хакасии, гостям музея, каким культурным богатством обладают наша республика и соседние регионы.

Такие брендовые для Хакасии проекты, как форум «Сибер Ил» и фестиваль «Чир Чайаан», будут проводиться?

– Обязательно. Наш международный культурно-туристский форум «Сибер Ил» зарекомендовал себя как одна из самых эффективных площадок обсуждения вопросов сохранения историко-культурного наследия. Хакасия была первой из республик в составе России, выступившей с инициативой проведения культурного форума.

Одним из важнейших итогов этого международного форума каждый год является подписание соглашений о сотрудничестве с ведущими федеральными музеями России. Новый формат ждет музеи Хакасии и в рамках соглашения о сотрудничестве с Российским комитетом международного совета музеев – в ноябре Хакасия встретит всероссийские акции «Ночь искусств» и «День инклюзии», где пройдут мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей и всех желающих.

Во многом благодаря проведению форума начались работы по реконструкции воздушной гавани Хакасии – чтобы мы могли встречать гостей на достойном уровне. Именно форум «Сибер Ил» заложил традицию проведения концертов европейского формата: симфонический оркестр под открытым небом.

«Сибер Ил» стал форумом федерального уровня, доказавшим, что мы можем вести диалог по вопросам сохранения историко-культурного наследия практически со всем миром.

Татьяна Владимировна, в завершение нашей беседы хотелось бы задать такой вопрос. Когда-то Хакасская автономная область лишь мечтала о филармонии, сегодня филармония дает просто потрясающие концерты, наш симфонический оркестр играет со звездами мировой величины. О чем сегодня может мечтать министр культуры Хакасии?

– Мечтать можно о многом. Например, я мечтаю, чтобы наш симфонический оркестр вырос до большого симфонического оркестра с составом как минимум 70 человек.

Еще хочется, чтобы профессиональных творческих коллективов было больше. Сегодня многие наши самодеятельные коллективы выросли до уровня профессиональных, и это блестяще продемонстрировал концерт «С миру по танцу» на открытии нового творческого сезона Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева.

Конечно, есть огромное желание и профессионалов поднять на новый уровень. Не так давно ансамбль «Кун Сузы» совместно с фольклорной группой ансамбля «Улгер» представили потрясающую концертную программу «Кочевье» – это фактически летопись, история хакасского народа от истоков до современности языком танца. Зрители оценили выступление на отлично, и это одна из побед культуры Хакасии.

Успех этого и других творческих коллективов свидетельствует о большом культурном потенциале республики. А значит, и все эти мечты со временем смогут осуществиться.

Задача Министерства культуры – реализация культурной политики. Многое в сфере культуры, что сегодня кажется невозможным, в будущем будет обязательно сделано. Нужно лишь грамотно определить приоритеты, уметь отделять важное от второстепенного, а главное – знать и понимать свою историю и культуру, любить людей и верить в них!

Ольга КАРАЧАКОВА

 

Источник: газета "Абакан"

Категории: Новости министерства, Отзывы, публикации

1204

0

Чтобы оставить комментарий выполните вход через ЕСИА