Газета «Хакасия»: «Настоящий театр должен врачевать душу и мысли»

12.10.2016

10:05

Газета «Хакасия»: «Настоящий театр должен врачевать душу и мысли»

- Что нужно делать для того, чтобы поступить в театральный институт, стать востребованным и знаменитым актёром? Учиться, конечно, - ректор знаменитой «Щуки» Евгений Князев улыбается вдруг широко и хулигански, а потом, погасив улыбку, в мгновение став серьёзным, искренне добавляет: - Да. Учиться, учиться и ещё раз учиться!

И эта фраза из уст известного театрального педагога вдруг звучит так свежо, будто ещё ни разу и никем и никогда произнесена не была.

Добавлю, что на творческой встрече двух замечательных актёров театра имени Вахтангова, Евгения Князева и Василия Ланового, со студентами и школьниками Хакасии по-новому прозвучали многие слова и фразы, может, и сотни раз слышанные ранее, замыленные даже — и вдруг удивившие абсолютной свежестью и новизной. Такие это люди...

Для тех, кто хотел услышать и слушал, двухчасовой подарок общения — плотный, без пауз и многоточий, стал серьёзным уроком. Не театрального мастерства, нет — хотя и об этом было много. Уроком искренности и добросердечия, умения дарить себя аудитории, уроком профессионализма и человеческого достоинства.

Обыкновенное чудо

Князева и Ланового назвать известнейшими актёрами мирового уровня маловато будет. Зубры сцены, старейшие вахтанговцы, одни из лучших театральных педагогов — всегда кажется, что увидеть таких мастеров на подмостках нашего театра необыкновенное волшебство какое-то.

Они улыбаются. Ну да. Волшебство. Но обыкновенное — федеральная программа «Большие гастроли — 2016», позволяющая жителям отдалённых территорий знакомиться с театральным искусством прославленных коллективов Москвы и Санкт-Петербурга.

Два года назад «Большие гастроли» подарили жителям Хакасии возможность увидеть такие прославленные спектакли театра имени Маяковского, как «Кант», «Женитьба», «Август. Графство Оссейдж». Увидеть и пообщаться со знаменитыми актёрами «Маяковки» — Светланой Немоляевой, Игорем Костолевским, Михаилом Филипповым, Евгенией Симоновой, Анной Ардовой.

Это были прекрасные гастроли, и рейтинг актёров театра имени Маяковского вырос на порядки, сделав их для хакасской публики не просто «хорошими профессионалами», но ещё и «прекрасными актёрами и замечательными людьми». Может, звучит немного наивно, но многие знают, как дорога такая простая оценка.

В 2016 году Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности и министерство культуры Хакасии смогли организовать в республике гастроли Государственного академического театра имени Вахтангова. Это вновь стало огромным праздником для театралов, увидевших знаменитые спектакли из репертуара театра: спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Антона Чехова, поставленный художественным руководителем театра Римасом Туминасом, и «Посвящение Еве» в постановке Сергея Яшина.

Можно безусловно утверждать, что разговоры об этих спектаклях, актёрах, там занятых, начались задолго до гастролей. Многим хотелось увидеть необычную «вахтанговскую» трактовку «Дяди Вани», спектакля, который в течение семи лет собирает полные залы в родном театре на Арбате, оценить игру Сергея Маковецкого, Владимира Симонова, Людмилы Максаковой, Владимира Вдовиченкова. Но больший интерес публика испытывала к постановке «Посвящение Еве», которая с огромным успехом идёт на подмостках театра имени Вахтангова уже 17 лет, представляя собой спектакль-диалог двух блистательных актёров — народного артиста СССР Василия Ланового и народного артиста России Евгения Князева.

Конечно, оба спектакля имели большой успех, а Князев и Лановой на театральных встречах подтвердили и неофициальные регалии свои, став абсолютными любимцами театральной публики Хакасии.

Селфи со звёздами

Зрители всех возрастов аплодировали им стоя, змеились в очереди за автографами, счастливы были задать вопрос или даже просто постоять рядом.
А сколько было сделано селфи с Князевым и Лановым! Бессчётное количество раз девчонки и мальчишки подбегали к актёрам с одной просьбой: «Можно с вами сфотографироваться?» — и отказов я не слышала.

Вообще с первых минут общения, несмотря даже на то, что актёры прямо с дороги отыграли спектакль, отдохнув короткую ночь, осмотрели каменные изваяния в краеведческом музее, а впереди их ждали репетиция, вечерний спектакль и закрытие гастролей, почувствовалось, что они хотели этой встречи. Хотели поговорить именно с молодым зрителем, были настроены на общение и как настоящие актёры и большие мастера хотели дать молодой аудитории тот самый посыл, который зачастую меняет жизнь, заставляя задумываться, менять мировоззрение и привычные установки.

И вот фраза: «Учиться, учиться и учиться», с которой началась встреча. Ведь никто из молодых людей не усмехнулся на эти слова саркастично, не махнул рукой: «Да сколько можно!» Слушали, дыхание затаив…

- Мы расскажем вам о театре, которым занимаемся всю жизнь. Не только о театре имени Вахтангова, которому служим много лет *, но и о Театре вообще. В этом году в рамках года дружбы России и Греции нашему театру выпала возможность совместной постановки с греческим театром. Римас Туминас, главный режиссёр, выбрал Софокла, «Царя Эдипа». Как бы ничего особенного - классическая греческая трагедия, известные размышления о роке и свободе, бессчётное количество постановок (пьеса написана в пятом веке до нашей эры, но, как водится, современна). Отрепетировали и поехали в Грецию, на родину, как мы знаем, театра. И вот я не устану повторять, что дорога творчества — это постоянное движение, удивление и возможность, и необходимость всегда быть готовым к новой информации.

«Царя Эдипа» мы должны были сыграть в небольшом городке Эпидавре, про который, уверен, слышали немногие. Однако как раз Эпидавр в своё время и был столицей Греции, и именно здесь расположен знаменитейший театр (невообразимая древность!), воздвигнутый в том же пятом веке до нашей эры. Прекрасно сохранившийся амфитеатр, представьте, на 14 тысяч зрителей, огромное сооружение, которое уходит своими ступенями высоко в небо. Кажется, как можно играть в такую высоту, никто же ничего не услышит. Но при проверке, когда наши звуковики, забравшись на верхние ряды амфитеатра, что-то крикнули вниз, нам пришлось зажимать уши: акустика такова, что если в центре театра уронить монетку, то звон её слышен на самом верху. Конечно, играть там великолепно. Где-то неподалёку, в пятидесяти метрах всего, шумит море, над тобой — глубокое небо, звёзды. И сам ты — частичка мироздания в потоке времени, и всё остальное кажется таким несерьёзным... Но более удивило нас то, что театр построен рядом со святилищем известного врачевателя древности — Асклепия, и сюда люди собирались не только для того, чтобы посмотреть зрелище. Они приходили сюда для исцеления, и чудеса в этом театре совершались постоянно. Поэтому, друзья мои, я вновь убедился, и вам хочу сказать, что смысл у театра очень высок — речь Евгения Князева совершенно лишена пафоса. — Настоящий театр должен врачевать, лечить души и мысли. И такому театру служим мы.

«А вот фиг бы из тебя граф получился!»

- На самом деле, если бы не было в театре высоты, зачем бы нам собираться здесь? — как бы перехватывает эстафетную палочку разговора Василий Лановой. — Я бы добавил, что театр не только врачевание, но и выживание духа человека. Конечно, времена меняются, и сегодня театр может и лечить, и губить. Не ошибиться бы, понять вовремя и правильно. И вот в этом нам помогают учителя. Очень важно для людей, которые занимаются любым делом, театром в том числе, кто были их первые учителя.

Знаете, мне часто задают вопрос, исполняют ли за меня трюки каскадёры. Во множестве сыгранных ролей мне приходилось гарцевать, скакать на лошади, совершать рискованные прыжки. Никаких каскадёров! Сам, всё сам делал. Как научился? Рассказываю. 20 июня 1941 года мама отправила нас из Москвы к бабке и деду под Винницу в деревню Стримба на лето. Из поезда мы вышли 22 июня в пять часов утра. Ещё не знали, что началась война — просто видели самолёты с крестами, которые летели в небе над нами бомбить Одессу. И их было много...

Мне было семь лет, сёстрам — четыре и девять. Три с половиной года мы провели у деда с бабушкой в оккупации, ничего не зная о судьбе родных. Мама приехала в Стримбу только в 1944 году, когда наши освободили Одессу.
Разное было за эти годы «под немцем», след остался на всю жизнь. И в это же время я научился и с лошадью управляться. Дед Иван меня определил пасти сельское стадо — что без дела будет сидеть такой взрослый семилетний парубок. Помню, подводит меня к кобыле. «От, — говорит, — сынку, в помощь тебе кобылка, на ей будешь стадо объез­жать!» Смотрю, кобылка лядаща, да ещё без седла — я же умный мальчик, из Москвы, говорю: «Где же седло на ей, диду?» Дед насупился: «Ах ты ж москаль какой умный выискался! Седло ему! Будешь на етой кобыле голым задом ездить!» Так и получилось. Зато научился!

После того, как по всему Союзу состоялась премьера фильма «Анна Каренина», я заехал в Стримбу. Встречали всем селом, дид Иван впереди. Громко он тогда меня и гордо спросил, чтобы все селяне слышали: «Ну что, Васька, понял теперь? Вот если б ты на тоёй кобыле голым задом не елозил, то фиг бы из тебя граф получился!»

Гранд батман и белые ботинки

Смотришь на Ланового и понимаешь — на самом деле граф получился. Красив, подтянут, внимателен. А как говорит!

- Мы с Василием Семёновичем в соседних номерах живём, и утром я слышу, как он проводит речевую гимнастику. Железная дисциплина у человека, — говорит Князев.

- Да не было никакой гимнастики, — отшучивается Лановой, — это я воробья прогонял, который повадился на мой подоконник за крошками прилетать. Лучше о театре давай.
...Но получается вновь об учителях. И о белых ботинках.

- Я мальчишкой начал заниматься в самодеятельности в кружке на заводе имени Сталина, на ЗИЛе. Учителем у меня был Сергей Львович Штейн, — рассказывает Василий Лановой. — Лет 13 мне было, когда в наш кружок посмотреть, что мы там делаем, пришла Галина Уланова. Мы танцевали, что-то там такое делали, а она смотрела. А после сказала Сергею Львовичу: У этого мальчика грандиозный гранд батман, его нужно отдать в балет». А Штейн ответил: «Не надо в балет его, пусть у меня тут ногу поднимает».

Потом я окончил школу с золотой медалью, и Сергей Львович поощрил меня походом в Большой театр на «Ромео и Джульетту». А после этого сказал, что мы приглашены к Улановой. Адрес её дома, Котельническая набережная, квартира 16, я запомнил с тех пор на всю жизнь. Мы сидели у неё в гостях, там был какой-то повод для встречи, собрались несколько художественных руководителей известных московских театров, разговаривали, и вдруг выясняется, что я окончил школу с золотой медалью. Галина Сергеевна встаёт, уходит куда-то и возвращается с парой прекрасных белых ботинок. И дарит их мне.

Семья наша была небогата, и это был на самом деле царский подарок. Эти ботинки в их белом варианте я носил несколько лет, потом они стали чёрными, конечно, но я продолжал их носить, пока совсем не распались они. Но память осталась. Мы были очень дружны с Галиной Улановой, и вести юбилейный вечер в связи с 70-летием и вручением ей Ленинской премии (кстати, единственный человек в Советском Союзе, награждённый этой премией дважды) Галина Сергеевна пригласила меня и Ирину Купченко.

Было интересно, весело. И вдруг прозвучал вопрос не по сценарию: «Василий, а ты когда вернёшь мне белые ботинки?» — нахмурившись, спросила Галина Сергеевна. Зал замер, а я, не удержавшись, засмеялся.

И Ирина засмеялась, и сама Уланова. Глядя на нас, даже не поняв, почему мы так развеселились, стали потихонечку подсмеиваться зрители. В результате в зале — бывает такое — возник просто гомерический хохот, по сути, без причины.

Отсмеявшись и вроде бы успокоившись, я рассказал эту историю, и нас настигла уже не просто волна, а настоящее цунами хохота. А когда и это прошло, все вдруг почувствовали, какая неизмеримая нежность долгой, настоящей дружбы связывает нас здесь. А ботинки, по сути, и ни при чём.

___________________________________________________
* Василий Лановой с 1957 года, Евгений Князев — с 1982-го.
 

* * *

Участники творческой встречи задали массу вопросов. Вот ответы на некоторые из них.

Василий Лановой:

- Того, кто «раскрасил» фильм «Офицеры», если увижу, руки обломаю. У фильма документальная эстетика. Она чёрно-белая.

- Разве можно Павку Корчагина убирать из образовательного процесса? Это не ошибка, это вредительство. Ромен Роллан, когда познакомился с Николаем Островским, сказал о нём: «Это ваш коммунистический святой». Книга «Как закалялась сталь» должна быть в программе как художественное произведение и историческое свидетельство эпохи.

- Конечно, у меня была возможность выбирать роли и играть то, что нравится. Например, от роли в фильме «Офицеры» я отказывался три раза — казалось, что там всё зациклено на Юматове. Время показало, что я ошибался. Но в девяностые годы я снимался в разных ролях — у меня семья, двое сыновей, мне нужно поддерживать семью, а время такое было, что не до капризов.

Евгений Князев:

- Поступить в «Щуку», как и в любой другой театральный институт, можно. Почему нет? Выдержать творческий конкурс, пройти обычный конкурс, который составляет 300 человек на место. В каждом институте есть бюджетные места. Их немного, но на них учатся талантливые ребята со всей России.

Когда я поступал, то с первого раза мне это не удалось, и не раз я слышал фразу о том, что поступить в театральный вуз можно, только имея обширные связи в этих кругах. Говорю вам предельно честно: у меня не было этих связей. Я просто очень хотел. Окончил Горный институт и, несмотря на это, вновь предпринял попытку реализовать мечту. На этот раз получилось.

Меня обижает иногда другое. Человек из провинции говорит, что он хочет стать хорошим артистом, действительно имеет для этого все данные, старание, поступает, получает образование… и остаётся покорять Москву. Я знаю много таких историй, зачастую безрезультатных. Ребята не возвращаются в свои города, но не находят себя и в Москве, это стало проблемой.

В то же время, бывая на гастролях или же в жюри фестивалей, я имею возможность отсматривать разные коллективы. Да не нужно далеко ходить — я часто вижу спектакли Минусинского театра и отмечаю режиссёрскую работу, работу актёров. Это достойно уважения. На самом деле нет провинциальных театров, провинциальных актёров. Провинция — в душе.

И поэтому я вновь желаю всем: учитесь, читайте, растите, живите и играйте в полную меру своего таланта. Нет обстоятельств — есть только воля и желание. Любите зрителя. Энергия зрительного зала — сила невероятная. Ради этого стоит жить и играть. Когда ты связан с залом одним дыханием, одним сердцебиением, это не просто успех и творческая удача. Это как раз то самое врачевание души, которое и есть Театр.

Автор: Елена Абумова

Источник: gazeta19.ru/news/49194

Категории: Спектакли, Отзывы, публикации

3314

0

Чтобы оставить комментарий выполните вход через ЕСИА

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

ПРИНИМАЮ