Бесконечное колесо страданий

23.11.2022

16:52

Бесконечное колесо страданий

На сайте Петербургского театрального журнала вышли материалы о спектаклях IV Межнационального театрального фестиваля «Сообщение», показанные в городе Кудымкаре Пермского края с 18 по 23 октября 2022 года.

В статье «Бесконечное колесо страданий» редактор журнала Алексей Исаев пишет о спектакле Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген» - трагедии «Абахай Пахта» А.Чапрая в постановке режиссера Сергея Потапова:

Когда сегодня старинное предание о княжне Пахте («Абахай Пахта (Княжна Пахта)», Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген») ставится на сцене режиссером-постмодернистом Сергеем Потаповым с брутальным мифологическим мировоззрением и подкрепляется песнями легендарного романтика эпохи перемен Виктора Цоя, в том легко усмотреть как китч, так и современное прочтение традиции. В какую сторону склонится мнение, зависит, видимо, от оптики смотрящего и подвижности его восприятия. Но в любом случае имена всех троих так или иначе завязаны на особом понимании героизма.

Именно об этом понятии и поставил свой спектакль Сергей Потапов, определенно режиссер «новой волны» с ее особым «разрушительным» взглядом на традицию, с обязательным выходом в «уличную» среду, с манифестацией нового взгляда на мир и, казалось бы, авангардной формой повествования, рассчитанной на интеллект и драйв одновременно. Или можно воспринимать происходящее на сцене «чисто по приколу» (такое мнение тоже существует).

А происходит на сцене следующее. Перед самой свадьбой с достойным хакасским юношей Хайирке (Каскар Чаптыков) княжну Пахту похищает князь Бахтый (Валерий Топоев) и увозит с собой. На чужбине Пахта родит Бахтыю двоих детей, но спустя шесть лет, дав согласие своему похитителю на свадьбу, сбежит обратно, утопив в бурной реке своих сыновей. А чтобы избежать ответных войн и набегов на свою землю, она принесет себя в добровольную жертву ради всеобщего спасения. Весь этот нехитрый нарратив поделен на неравные эпизоды, смонтированные явно с уклоном в мистическое начало, столь свойственное якутскому новому национальному кинематографу.

Сергей Потапов протягивает эту старинную историю с актом самопожертвования ради высоких целей в современность и ищет соответствия с ней через непрямые рифмы и ассоциации. В частности, через миф, через цоевскую героическую поэтику с его призывом к месту для шага вперед и через собственное понимание национального регистра в сегодняшней полифонии. Есть княжна Пахта (Алина Майнашева) - хакасская Медея и трагический символ преданности своей земле и народу. Есть Сергей Потапов - якутский Тарантино и зачинатель национального независимого кино, той самой «новой волны». Есть Виктор Цой - городской романтик, вот уже полвека неустанно идущий по нашей жизни маршем. Все трое - вынужденные герои без родства. И на этом витке история становится мощным высказыванием о месте мифотворца, о подвижности самого мифа в сегодняшнем мире и о его возрождении на уровне как масскульта, так и интеллектуальных игр.

Спектакль Потапова не только интересно разгадывать, но любопытно рассматривать, поскольку это не просто калейдоскоп цитат, но и визуальное событие. Вот летят условные стрелы, а стрелы эти держат в руках люди. И если люди захотят, то стрелы могут изменить свое направление. Вот есть Пахта, которая вынужденно находится в плену у монгольского царевича, а вот ее душа, нога в ногу синхронно повторяющая ее движения по другую сторону реки. А вот разбитый «Москвич» Виктора Цоя, на котором Пахта возвращается через транслируемое на задник компьютерное ущелье к себе домой из плена. Как раз в то место, которое и позволит ей сделать тот самый шаг вперед, столь необходимый нам всем сегодня.

Спектакль удостоен специального приза жюри «За слияние традиций и современности».

Кстати, именно это определение — слияние традиций и современности - стало не только эпиграфом к каждому спектаклю, но и лишним доказательством того, что эти традиции живы и активно развиваются, преодолевая локальные этнические границы и выходя на разговор о самом человеке и его природе. Каков он будет, покажет время и следующий фестиваль.

Подробно о спектаклях фестиваля «Сообщение»: https://ptj.spb.ru/blog/kudymkar-soobshhenie-2022/

Фото из архива фестиваля.

 

Категории: Театр Читiген

62

0

Чтобы оставить комментарий выполните вход через ЕСИА