Исторический дайджест главной библиотеки Хакасии пополнился новой краеведческой находкой
05.08.2022
14:18
Большое археологическое наследие Хакасии даёт право гордиться им. Каменные стелы, менгиры, чаатасы, курганы в степи создают привычный каждому жителю республики ландшафт и вызывают восторг у гостей.
Минусинский фотограф Николай Васильевич Фёдоров (1878-1918) – автор множества тематических фотографий, в которых нашла отражение археология, этнография и антропология Южной Сибири начала XX вв. в июне 1910 г. сделал примечательный снимок, надолго ставший символом нашего региона. Позднее, в 1916 г., фото под названием «Бирская каменная баба» было включёно в набор из 15 открытых писем (прежнее название открыток) – «Древности Минусинскаго края».
Археолог И. Т. Савенков в 1910 г. описывая могильный камень Сагайской думы в книге «О древних памятниках изобразительного искусства на Енисее» упоминает о наличии на камне «американского знака смерти».
В 1925 г. изображение появилось на обложке журнала «Сибирь» (№ 4) с ошибочным пояснением, что на «камне имеются подписи, носящие на себе следы индийской культуры». Если рассматривать обложку «ретро-журнала», привлекает внимание название фотографии «Бирская каменная баба» и возникает вопрос о месторасположении памятника. Ответ находим в «Топонимическом словаре Хакасско-Минусинского края» (1995 г.) доктора исторических наук В. Я. Бутанаева: «Река Биря левый приток реки Уйбат». Эта местность находится в Усть-Абаканском районе Хакасии и на современных картах эта река обозначена как Бюря.
В конце 1920-х гг. возрастает интерес к археологическим памятникам. Их стали рассматривать как источник для изучения материальной культуры и социальной жизни древних обществ. С этого времени наблюдается активный вывоз археологических памятников с территории региона.
Так, в 1929 г. известные учёные М. П. Грязнов, и E. Р. Шнейдер в работе «Древние изваяния Минусинских степей» описывая «каменных баб», в том числе знакомого нам «изваяния из красного песчаника на р. Биря близ Тазмина улуса», приводят его фотографию и прорисовку. Из содержания статьи следует, что стела была вывезена с левого берега реки Бири, против улуса Тазмина и «Ныне находится в Государственном Русском Музее в Ленинграде».
Доктор исторических наук Л. Р. Кызласов в книге «Древнейшая Хакасия» даёт разъяснение судьбы этого изваяния. «В 1921 г. С. А. Теплоухов вывез в Ленинград классическое по форме «саблеобразное» изваяние Апсах оба, которое ныне находится в Музее этнографии народов СССР». В настоящее время изваяние храниться в Российском этнографическом музее под названием «Каменный памятник окуневской культуры». Коллекционный номер РЭМ 4376-1. Поступило в музей в 1925 году от С. А. Теплоухова. Каким было далёкое путешествие «каменной бабы» история умалчивает.
Повторяя популярное высказывание Соломона из «Книги Екклесиаста» Ветхого Завета, есть «время разбрасывать камни, и время собирать камни».
Справочно:
«Сибирь»: художественно-литературный и научно-популярный иллюстрированный журнал. Издавался с сентября 1925 по февраль 1926 г. в «Сибкрайиздате» Новониколаевска (ныне г. Новосибирск). Всего было выпущено 11 номеров, богато иллюстрированных рисунками и фотографиями.
Орхоно-енисейская (древнетюркская письменность) была дешифрована в 1893 датским лингистом В. Томсеном и прочитана в 1894 г. российским тюркологом В.Радловым
В поселке Усть-Бюрь расположена железнодорожная станция Усть-Бирь.
Все статьи исторического дайджеста «Краеведческая находка» можно увидеть на сайте Национальной библиотеки имени Н.Г. Доможакова
Дополнительная информация по телефону: 8 (3902) 202-389, Центр национальной и краеведческой информации.
Категории: Библиотека Доможакова
846
0