Технология изготовления хакасского национального кӧгене́к
Анкета-паспорт
объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации на территории Республики Хакасия
1.Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (далее – объект).
Технология изготовления хакасского национального кӧгене́к.
2. Вид объекта.
Традиционные технологии / техники / изготовление предметов традиционного костюма.
3.Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Хакасы – коренное население Республики Хакасия.
4.Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Хакасский язык (качинский, сагайский, кызыльский и шорский диалекты) относится к алтайской языковой семье тюркской языковой группы.
5.Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Шаманизм / Тенгрианство / Православие.
6.Наименование места (мест) бытования объекта.
Республика Хакасия, Российская Федерация.
7.Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Хакасия, районы, города и сельские поселения (хакасские аалы) Республики Хакасия.
8.Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта.
Республика Хакасия
9.Географические координаты места (мест) бытования объекта.
10.Краткое описание объекта.
Кӧгенек/кӧӊне́к – нательная верхняя одежда хакасов, мужская рубашка «ир кӧгене́гi/кӧӊне́гi», платье «ипчi кӧгене́гi/кӧyне́гi»; тадар кӧгенек/кӧyне́к (разг. национальное платье). Праздничные кӧгенек/кӧyне́к шили из шелка, повседневные – из шерстяных и хлопчатобумажных фабричных тканей, бязи, ситца, сатина, шёлка, штапеля и других тканей. У пастухов были также рубашки из замши хырна кӧyне́к.
11. Подробное описание объекта.
Кӧгенек – неотъемлемая часть хакасского национального костюма. Семантически понятие кӧгенек обозначает мужскую рубаху ир кӧгенек и женское платье ипчi кӧгене́гi/кӧyне́гi. Праздничный кӧгенек шьют из шелка, а повседневный – из шерстяных и хлопчатобумажных фабричных тканей (ситца, сатина, штапеля и др.). Цвет может быть как однотонный, так и с различным рисунком, как правило, девушки и молодые женщины носят яркие платья красного, голубого, оранжевого и др. цветов, у пожилых женщин платья темных оттенков и даже черные. По религиозным воззрениям желтый цвет не использовался, так как он ассоциировался с духами заболеваний малярии и желтухи.
Крой мужского и женского кӧгенек был одинаков, и относится к поликовой рубахе, представляет сшитый из двух полотнищ стан, с вшитыми клиньями (чыынҷах, сыынҷах). У ворота собираются в густые сборки (чыырынды ед.ч. чыырбас). Сборы у поликов (ээн) прострачиваются в несколько рядов, декорируют вышивкой, которая имеет региональные и этногрупповые различия. Вся эта часть рукава по ширине равна поликам и называется (ээн пазы). Ээн пазы выполняет не только декоративную, но и функциональную роль – собрать рукав в сборки и пришить подклад (хып) у полика. Ластовицы (холтых) вшиваются в прямую пройму рукава, ластовица квадратная, сложенная по диагонали, шьётся из той же ткани, что и основная рубаха[1].
Для пошива традиционной мужской рубашки кӧгенек шло от 7 до 8 аршин, т.е. около 5 м ткани. Праздничная рубашка на плечевых вставках украшалась вышивкой геометрическим орнаментом в виде зигзагообразных и волнообразных линий. Полики (ээн), собранные у кисти обшлага (моркам), имелся разрез посередине и отложной воротник с заостренными концами (мойдырых), застегивающийся на пуговицу марха (тана); ластовицы (холтых), раньше делались большими, до пояса, сборки у ворота, поликах (ээн пазы) и манжетах ‒ таким представляется самобытный крой хакасской рубахи, у которой нет аналогов в традиционном костюме наших ближайших соседей. Праздничный мужской кӧгенек, подпоясывался шелковым поясом чiбек хур длиной до 5-6 м, который несколько раз оборачивался вокруг пояса и завязывали так, чтобы два концами спускались спереди. Пояса были также тканым из шерсти или пополам с конопляной пряжей 10-15 см ширины и до 1,5 м длины, бытовал и кожаный пояс.
Женское платье шьется более широким чем мужское, спереди короче, сзади длиннее, образуя шлейф (хузурух). Для ее пошива требуется до 7 м материи. Ширина в подоле достигает 6-7 аршин (5 м). У воротника ткань собирается сборками, полики (ээн) и обшлага (моркам) иногда и воротники делаются из ткани другого цвета, цветного шелка, в праздничных платьях ээн и моркам вышиваются шелком или шьются из парчи. Рукава (ниин) кроятся из 3 полос материи, из которых одна скашивается и образует ластовицу (холтых). Рукав пришивается к полику, у которого собирается в сборки и прошивается декоративным швом с геометрическим орнаментом. Карман делается под рукавом рядом с ластовицей. Воротник отложной с острыми или тупыми концами, застегивается большой перламутровой пуговицей (тана), иногда его концы делают из другой материи, украшают перламутровыми пуговицами или вышивают шелком. Нарядные шелковые платья шьются редко и служат долго, часто переходят по наследству от бабушки к внучкам, тщательно сохраняются в больших кованых сундуках, которые встречаются в каждой юрте, эти платья надевают только на свадьбы и по большим праздникам[2].
Отделка кӧгенек варьируется: у пожилых качинок и реже у кызылок и сагаек полики и манжеты бывают из дорогой парчи и бархата, обязательно другого цвета, чем весь кӧгенек, часто платья отделаны богатой цветной вышивкой цветными шелками, преимущественно по черному бархату поликов и обшлагов[3]. Часто концы воротника украшались вышивкой, перламутровыми пуговицами, по подолу встречается кайма из ткани черного цвета с вышивкой, отделка лентами в один-два ряда. В конструкции кӧгенек имеется подклад у поликов, манжет и подолу (кӧбее). Различия в крое кӧгенек у качинцев, сагайцев, кызылцев составляют вариативность народного костюма и фиксируют динамичные изменения в традиционном искусстве:
- качинские кӧгенек шились длиннее, в старинных платьях вставлялся спинной клин, отличается длинным шлейфом, шьется из двух полотнищ, поэтому шов располагается посередине спинки и полочки.
- сагайские и бельтирские кӧгенек отличаются меньшей шириной, так в их основу вставляли одно полотно (а не 2 как у качинцев), воротник более острый, шлейф менее выраженный.
- кызыльские кӧгенек отличаются вышивкой по поликам и манжетам, были короче в длину, концы воротника оформлялись черным материалом, который также оформлялся вышивкой. На конец XIX в. в одежде кызыльцев происходило большое замещение из русского костюма.
Термин, обозначающий хакасский кӧгенек, относится к общетюркским терминам для такой одежды. Например, рубаха «кулмэк» у казанских татар является видоизменённой древнетюркской формой одежды туникообразного покроя, стан которой состоял из прямых полотнищ и боковых клиньев, ластовиц, прямых рукавов и воротника – стойки. У крымских татар рубаха имеет название «кольмек» на побережье, «кулек» в горных районах[4]. У телеутов праздничная рубаха называется «кÿнек», крой такой рубахи сходен со старинной сагайской кӧгенек – шился глухим без воротника с прорезью для надевания через голову, подобная рубаха имелась у шорцев. Шорская рубаха «кÿнек», как и у телеутов была прямой, без поликов, стан шились на кокетке, имелась ластовица, на спине под кокеткой делались крупные складки. Манжеты рукавов, воротник-стойку украшали вышивкой[5].
Терминология названия рубахи у тюркских народов указываются на некую общую форму одежды: койнек (азербайджанцы), койнек (уйгуры), койлюк (казахи), кейлек (киргизы), койнек (туркмены), койляк, куйляк (узбеки) и др.
12. Предметы, связанные с объектом (при наличии).
Традиционный хакасский костюм, хакасский орнамент.
13. Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии).
Традиционный хакасский орнамент, хакасская традиционная вышивка.
14. Способы и формы передачи объекта.
Технологии хакасского мужского и женского кӧгенек сохраняются и развиваются на протяжении ХХ-ХХI вв. На сегодняшний день хакасский кӧгенек является основным видом репрезентации хакасского народного костюма, имеет региональные различия в крое и декоре. Ярким декоративным акцентом в хакасском кӧгенек является орнамент и вышивка на поликах и манжетах (ээн, моркам) рубахи. Со второй половины ХХ в. некоторые хакасские мастерицы постепенно стали декорировать вышивкой растительного орнамента манжеты и наплечники мужской рубашки, что приводит к стилизации формы национальной одежды.
Технология передаётся с помощью творческой деятельности народных мастеров «Чон узы Республики Хакасия», бытует в этнической среде в праздничной ситуации: семейные праздники, праздники республиканского значения, официальные мероприятия Республики Хакасия. Хакасский кӧгенек распространен в качестве сценического костюма в профессиональных фольклорных и театральных коллективах. С целью популяризации проводятся фестивали, конкурсы и выставки, посвящённые хакасскому костюму. Сохранение традиций эффективно осуществляется через проведение обучающих семинаров, мастер-классов, разработки методических пособий по хакасскому костюму, технологии вышивки, хакасскому орнаменту. Существуют творческие объединения (Алтын чiп), целью которых является изучение технологии, хакасской вышивки и костюма, одним из проектов этого объединения было шитьё кӧгенек. Проводится содействие научным исследованиям в сфере изучения художественных традиций объекта нематериального этнокультурного достояния, функции сохранения образцов традиционной культуры выполняют музейные организации.
Хакасский женский и мужской кӧгенек – основа этнического праздничного костюма, передаётся в семьях как реликвия, является объектом творческой деятельности мастеров (Чон узы) народного костюма. Кӧгенек изучается в рамках традиционного хакасского декоративно-прикладного искусства в образовательных учреждениях дополнительного, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Выполняет функцию сценического костюма фольклорных коллективов и объектом творческой стилизации в направлении этномода.
В области сохранения объекта нематериального этнокультурного достояния работают музеи республики (хранение и изучение в фондах) представление в экспозициях, в том числе содействие научным, искусствоведческим и технологическим исследованиям с целью эффективной охраны и популяризации объекта нематериального культурного наследия. В образовательных учреждениях разного уровня (от учреждений дополнительного образования детей ДШИ и ДХШ), средне специальных профессиональных образовательных учреждений и высшего образования внедрены в качестве регионального компонента творческие и исследовательские задания, относящиеся к объекту.
15. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Инкижекова Крестина Дмитриевна (1912-2013) – участник областных, краевых и всесоюзных выставок народного творчества, в 1988 г. получила звание «Народный мастер»;
Шалгинова Евдокия Васильевна (1918) – участник краевых областных и всесоюзных выставок, дипломант республиканских выставок и фестивалей;
Дорина (Котожекова) Мария Николаевна (1925) – участник областных, краевых, всесоюзных выставок народного творчества;
Райкова Анфиса Петровна (1933-2020) – мастер «Чон узы» в области изготовления хакасского традиционного костюма;
Чаптыкова Елизавета Григорьевна (1937-2020) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;
Спирина Анна Иннокентьевна (родилась в 1940 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;
Тогочакова Вера Прокопьевна (родилась в 1950 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат республиканских и всероссийских выставок самодеятельного творчества;
Абдина Тамара Романовна (родилась в 1966 г.) – закройщик по особо сложным изделиям Хакасского национального драматического театра им. А.М. Топанова;
Амзаракова Надежда Юрьевна – мастер Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген».
16. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации.
Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова» (ГАУК РХ «ХНКМ им. Л.Р. Кызласова»).
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова» (МБУК «МКМ им. Н.М. Мартьянова»).
Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Национальный центр народной культуры им. С.П. Кадышева» (ГАУК РХ «НЦНТ им. С.П. Кадышева»).
Государственное бюджетное научно-исследовательское учреждение Республики Хакасия «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» ГБНИУ РХ «ХакНИИЯЛИ»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»).
Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Хакасия «Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова» (ГБУК РХ «НБ им. Н.Г. Доможакова»).
17. История выявления и фиксации объекта.
Первые научные сведения о хакасской этнографии относятся к ХVIII веку. В трудах и путевых записках участников академических экспедиций Д.Г. Мессершмидта, Ф.И. Сталленберга, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.Г. Георги встречаем описание одежды различных этнических групп. Краткое описание одежды позволяют сделать выводы о времени бытования разных форм костюма.
У П.С. Палласа в работе «Путешествие по разным провинциям Российской Империи» отмечается что качинцы «знатные в знатно случающееся у них время одеваются в верхнее суконное, а нижнее шелковое платье»[6]. П.С. Паллас отмечал наличие шелковых рубах только у зажиточных хакасов, в то время как бедняки могли даже летом ходить с накинутым на одно плечо халатом.
Необходимо отметить, что хакасские мужские рубахи еще в XVIII в. не были распространенной одеждой у мужчин, так И.Г. Георги отмечает, что: «…рубахи редко у кого водятся, да и те из крапивного холста». (с. 154).
В работе И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей» упоминается, что у качинцев «Тонкое нижнее платье из китайки, шёлковой материи и прочее. Верхнее платье шьётся из тонкого сукна или кож и хотя одна пола заходит на другую, однако ж оно ложится около тела плотно и гладко. На праздничном платье много видно красивых узоров и вычуров»[7].
Г.И. Спасский (этнограф, археолог, историк) в публикации Сибирского вестника 1818 г. описывает: «В летнее и особенно жаркое время имеют женщины на себе только рубахи (кугунек авт.), сшитые из синей так называемой дабы, либо из каких других узорчатых шёлковых и бумажных тканей»[8].
Упоминание женской и мужской рубахи у хакасов конца XIX начало ХХ вв. встречается в трудах Д.И. Каратанова, Е.К. Яковлева.
В 1897 году в Красноярске по постановлению Енисейского губернского комитета была организована экспедиция по изучению особенностей хозяйствования и быта хакасов Минусинского и Ачинского уездов; в состав экспедиции вошли А.А. Кузнецова, А.А. Ярилов и П.Е. Кулаков. По результатам данной экспедиции вышла книга «Минусинские и ачинские инородцы, материалы для изучения» (1898), ставшей первой работой, в которой специально рассматривается хакасская одежда. А.А. Кузнецова подробно описывает крой женского и мужского кӧгенек. По её данным стоимость мужской рубахи, в зависимости от материала составляла от 1 руб. 50 коп до 25 рублей. Праздничный парадный кӧгенек берегли и передавали по наследству[9].
Ю.А. Шибаева по результатам экспедиций 1945-1951 гг. в монографии «Одежда хакасов» рассматривает особенности одежды у разных этнических групп качинцев, сагайцев, койбал и бельтыр. Автор констатирует, что в середине ХХ в. национальная одежда больше всего сохранилась в среде зажиточных качинцев, сагайцев и бельтир. Ценные материалы экспедиции, зарисовки и опросные листы информаторов хранятся в рукописном фонде Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории и являются важным источником, рассказывающем о состоянии хакасского костюма в этнической среде середины ХХ в., а также о хакасской терминологии, относящейся к технологии шитья, вышивки, материалам.
К.М. Патачаков в монографии «Очерки материальной культуры хакасов» описывает хакасский костюм, в том числе кӧгенек и его особенности.
В.Я. Бутанаев в научном труде «Национальная одежда хонгорцев» комплексно дает этнографическое описание и анализирует национальную одежду хакасского этноса на основе собственного полевого этнографического материала, также архивных музейных данных[10].
М.П. Чебодаева в работе 2022 года «Традиционная женская рубаха хакасов» рассматривает историю изучения хакасской рубахи, особенности этого вида костюма различных этнических групп: качинцев, сагайцев, кызыльцев по материалам музейных фондов, публикациям, художественным произведениям. В публикации даётся характеристика этнических особенностей женского кӧгенек с примерами ХХ-ХХI вв.
В ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в рамках выпускных квалификационных работ, посвящённых традиционному хакасскому костюму, были выполнены исследования кроя, художественная реконструкция качинского, кызыльского и сагайского кӧгенек, мужского качинского кӧгенек.
18. Источники информации об объекте.
- архивы
Рукописные фонды ХакНИИЯЛИ
- фонды
Государственное автономное учреждение культуры Республики Хакасия «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова» (ГАУК РХ ХНКМ им. Л.Р. Кызласова).
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова» (МБУК МКМ им. Н.М. Мартьянова).
Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
- библиография
- Бутанаев В.Я. Иллюстрированная этнография хакасов. ‒ Новосибирск: ГУК СИПКП «Наука», 2004.
- Бутанаев В.Я. Национальная одежда хонгорцев. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2015. - 336 с.
- Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. Ч. 2. ‒ СПб: Императорская Академия Наук, 1799.- 178 с.
- Историко-этнографический атлас Сибири. / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. – М.: Изд-во Академии наук СССР 1961.
- Каратанов И. Качинские татары Минусинского округа / предисловие Г. Н. Потанина. – Красноярск: Типография А.С. Суворина 1885. – 48 с.
- Киштеева О.В. Орнамент и техника традиционной хакасской вышивки. – Абакан: Хакасское книжное издательство имени В.М. Торосова, 2019. – 64 с.
- Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и Ачинские инородцы. / Материалы для изучения. – Красноярск: Типография Енисейского губернского управления, 1898.– 298 с.
- Миллер Г. Ф. История Сибири. / Изд. 2-е доп. Т.1. − М.: «Восточная литература» РАН, 1999.− 630 с.: ил, карта. С.289.
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи/ [соч.] П. С. Палласа, д-ра мед., проф. натуральной истории и члена Рос. Имп. Акад. наук и С.-Петербургского Вольного Экономического Общества, также Римской Имп. Акад. испытателей естества и Королевского Англ. ученого собрания. - СПб.: Имп. Акад. Наук, 1809.
- Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-петербургской императорской академии наук. / Ч. 2, К. 2. ‒ СПб.: Императорская академия наук, 1786. – 571 с.,19 цв. ил.
- Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1982. – 87 с.
- Спасский Г.И. Сибирский вестник. - СПБ, 1818.- Ч.2. С.304.
- Хакасско-русский словарь = Хакас-орыс сöстiк.- Новосибирск: Наука, 2006 г. 1114 с.
- Чебодаева М. П. Традиционная женская рубаха хакасов / М. П. Чебодаева - 2022.- 48 с.
- Шибаева Ю.А. Одежда хакасов. 2-е изд. ‒ Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008.
19. Современное состояние объекта.
Образцы хакасской мужской рубашки и женского платья кӧгенек хранятся в исторических, краеведческих и этнографических музеях России, в частных коллекциях, коллекциях образовательных учреждений (фонды, школьные музеи). В течение ХХ и начале ХХI вв. конструкция, декоративное оформление и технологические приёмы в изготовлении кӧгенек существенно не изменились. Растёт вариативность кроя, его стилизация, в целом сохраняется традиционность форм. Орнамент, декоративная вышивка и основные элементы остались неизменными. В течение ХХ в. женский и мужской кӧгенек становится основной формой праздничного традиционного костюма, несмотря на элементы стилизации. Хакасский мужской и женский кӧгенек является объектом изучения и популяризации народного костюма в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, фольклорных коллективах, театрах мод.
20. Авторы (составители) материалов об объекте.
Киштеева Оксана Вячеславовна – кандидат культурологии, доцент кафедры МДПИиНХК, Института филологии и искусств, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», член Общероссийской общественной организации Ассоциации искусствоведов (ООО АИС).
21. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом.
Аудио-видео материалы не прилагаются
Термины
iзеп – карман
идек (гi) – подол, пола (оң идек, сол идек)
кӧбее – подшивка подола национального платья (шубы)
кӧгенек (-ее, гi) – платье, рубашка; тадар кӧгенек (разг. национальное платье) кӧгенек ыстан собир. верхняя лёгкая одежда.
марха - пуговица
мойдырых – ворот, воротник
моркам – манжет, обшлаг
ниин (нiң) - рукав
паар – разрез на груди кӧгенек
тана – крупная перламутровая пуговица
холтых (ғы) – ластовица
хузурух (ғы, -ии) – хвост, шлейф
хып (бы) – подкладка
чыырынды – сборки
чыынҷах, сыынҷах – клинья
ээн пазы – вышивка сборок по полику
ээннiг – с вышивкой на плечах
ээн – наплечник (полик)
Необходимое количество ткани для кӧгенек: 2 длины изделия, плюс 2 длины рукава. Индивидуальные мерки включают длину изделия (по спинке от 7-го позвонка до желаемой длины изделия, по полочке от яремной ямки до низа, при этом по спинке длина изделия больше в среднем на 15 см), длину рукава, обхват шеи, обхват запястья.
Меры длины:
Хулас – расстояние от одной вытянутой руки до другой (сажень).
Айа чалбағы – ширина ладони.
Пiлек – расстояние от локтя до кончиков пальцев (локоть).
Харыс – расстояние от расставленного большого и указательного пальца (пядь).
Чарым харыс – расстояние между большим пальцем и кулаком (полпяди).
Пiр iлiг – толщина одного пальца.
Iкi iлiг – два пальца и т.д.
Раскрой изделия:
Производится раскладка деталей по ткани, с учетом рисунка, направления долевой: спинка, полочка, воротник (2 шт), рукава (2 шт.), ластовицы (2 шт.) клинья (2 шт.) Полики и манжеты (ээн, моркам) выкраиваются из другого материала, контрастного к основному цвету платья, парчи, шёлка, бархата, плиса, на праздничных украшались вышивкой.
Размер поликов и манжетов почти одинаковый с небольшими индивидуальными характеристиками: Ширина полика (ээн) и длина по передней полочки – 1 харыс, длина по спинке 1 харыс 4 iлiг. Размер манжета (моркам) ширина равна обхвату по запястью, высота – ладонь.
В зависимости от ширины ткани, изделие может иметь центральный шов по спинке и полочке (на старых кӧгенек, при ширине ткани 90 см – 110 см). Современная ширина полотна в 150 см. позволяют выкроить изделие без центрального шва.
Далее раскладывают полочку, спинку в соответствии с индивидуальными мерками, при этом низ выравнивается по ширине полотна (110 см) вверх ширина сужается на 15-17 см (этот кусок остаётся на клин платья). По плечевому шву выкраивается скос по спинке равный 3 iлiг, по полочке 4 iлiг. Длина спинки больше на длину одной ладони чем полочка.
Рукав (ниин) выкраивается на ширину полотнища (110 см) длина женского рукава от 35-42 см, мужского 45-48 см.
Воротник (мойдырых) остроконечный, в зависимости от района и родовой принадлежности форма варьируется. Длина воротника кӧгенек по шее детского 19 см (в среднем), взрослый от 23-28 см высота воротника по середине на 2-3 см уже, чем у выступающих концов.
Ластовицы (холтых) выкраиваются квадратными (например, 17х17 см), в процессе шитья для лучшей посадки часть, которая пришивается к рукаву, может быть укорочена (15х17 см).
Сборка изделия:
1. Сборка полочки и спинки на основе поликов (ээн). Одновременно к боковому шву спинки можно втачать клин, сохраняя направление долевой, чтобы не было перекоса изделия. К полику сразу отстрачивают подклад (из х/б ткани), с декоративной обстрочкой по лицевой части.
2. Обрабатывают горловину, делают сборки у горловины по спинке и полочке, прострачивают. Мелкие складки у горловины полочки и спинке равняются ширине ладони. По центру полочки выполняется разрез паар (в случае, когда полочка собирается из двух полотнищ, шов не закрывается к горловине примерно в длину ладони).
3. Сборка рукава: откладывают с боковых срезов 12 см, среднюю часть собирают в мелкую складку, складки застрачивают на машинке 3 швами (сборки можно также посадить на узкий подклад). Складки ээн пазы декорируют – геометрическим орнаментом тамбурным швом (орнамент имеет родовые и этногрупповые различия), также встречается декор, выполненный на швейной машинке.
4. Сборка воротника (воротник также декорируется вышивкой по краю). Сборка манжет (манжет садится на подклад) декорируется отсрочкой, часто контрастной нитью.
5. В открытую пройму втачивается рукав, обязательно совмещается середина рукава и полика. Пришивается ластовица.
6. В боковой шов под ластовицей пришивается карман iзеп (по необходимости).
7. Прострачивают боковой шов и обметочный.
8. Вшивают воротник. Подворотник пришивают петлю и большую перламутровую пуговицу тана.
9. Собирают подол. Подол выравнивают по человеку (или на манекене), подрезают по необходимости. Пришивают обтачку кӧбее (обтачка выкраивается по ширине ладони в среднем 10-12 см). По лицевой части выполняют декоративную отстрочку в 3 шва. В некоторых вариантах подол кӧгенек оформляют атласными лентами (Ширинский р-н), у кызыльцев, бельтыр подол обшивался черной каймой с вышивкой, вышивка по подолу по фону платья встречается в Бейском р-не.
Подол кӧгенек широкий в среднем женский варьируется от 215 см до 300-360 см. Такая ширина удобна для повседневной трудовой деятельности, при верховой езде.
Крой и шитьё мужского кӧгенек аналогичен. Различие заключается в отсутствии боковых клиньев и карманов.
[1] Шибаева Одежда хакасов. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. С. 11
[2] Кузнецова А.А. Минусинские и ачинские инородцы С. 162
[3] Шибаева Ю.А. С. 18
[4] Рославцева Одежда крымских татар конца XVIII- начала XX в.: историко-этнографическое исследование – М.: Наука, 2000. С. 19
[5] Уртегешев Н.С. Шор чон-калыгын кептери, умнары (Шорский национальный костюм, орнамент) – Абакан: Новосибирский региональный Общественный Фонд сохранения культуры хакасов «Ал Хорай», 2020. С. 32
[6] Паллас П.С. Путешествие... ч. II кн. II. С 461
[7] Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов с. I-II . С. 154
[8] Спасский Г.И. Сибирский вестник .- СПБ, 1818.- Ч.2. С.304.
[9] Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов с. I-II . С. 164
[10] Бутанаев, В. Я. Национальная одежда хонгорцев. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2015. – 336 с.
Женщины с детьми. Качинцы.
Майнагашев С.Д. начало ХХ в. Россия Хакасия Музейный номер МАЭ № 2410-137
Жертвоприношение: обход вокруг берёзы с окроплением. Сагайцы
Майнагашев С.Д. начало ХХ в. Россия Хакасия Музейный номер МАЭ № 2410-210
Жертвоприношение. Приготовление жертвенного мяса. Качинцы
Майнагашев С.Д. начало ХХ в. Россия Хакасия Музейный номер МАЭ № 2410-50
Качинцы. Парень и девушка в домашней одежде. 1894 г.
Островских П.Е. Россия Хакасия республика (Енисейская губерния) МАЭ 257-5
Минусинские инородцы. Качинцы Россия Красноярский край, Минусинск. Начало ХХ в. Печатная продукция. Открытка
Бломквист Е.Э. собиратель МАЭ, музейный номер Ф.10. Оп.1. Д.1. Л.23-269
Рубаха мужская «кӧгенек» розового цвета (хакасы).
Период создания:1910-е - 1920-е гг.
Материал, техника: ткань хлопчатобумажная (мелкоузорчатого переплетения), ткань хлопчатобумажная (полотняного переплетения), миткаль, нитки шелковые (вышивка тамбуром), пластмасса (пуговица), шитье на руках, шитье на машине (декоративная строчка), ручная вышивка (шов «тамбурный») Размер: L - 77 см, L рукавов - 42 см, ширина в плечах - 50 см, ширина подола - 118 см
Место создания: Российская империя. Хакасия
Номер в Госкаталоге:29790878
Номер по КП (ГИК): КККМ ОФ 10792/74 Инвентарный номер: Т 1804
Местонахождение: Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский краевой краеведческий музей»
Островских П.Е. Качинец с двумя детьми в домашней одежде. Качинцы. Россия, Хакасия республика (Енисейская губ.). 1894 Музейный номер МАЭ № 257-6
Наименование, название «Качинец с двумя детьми в домашней одежде»
Место создания Россия, Хакасия республика (Енисейская губ.)
Хакасское платье ХНКМ КП 5894.1
Фото Киштеева О.В. 2019 ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им Л.Р. Кызласова»
Хакасское платье ХНКМ НВФ 1412
Фото Киштеева О.В. 2019 ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им Л.Р. Кызласова»
Хакасское национальное платье. Выпускная квалификационная работа Тюкпиекова Т.А. рук. Киштеева О.В. канд.культурологии., Проскурина Е.П. 2004 г. ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
Хакасское платье (кызыльцы) Выпускная квалификационная работа «Изучение хакасского национального платья как средство приобщения учащихся к народной культуре» Шевченко Н.В. рук. Токмашова Г.Е. 2009 г. ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»
Праздничная хакасская мужская рубаха
Выпускная квалификационная работа «Обучение хакасской национальной вышивке в учреждениях дополнительного образования. Праздничная хакасская мужская рубаха» Танбаева Ю.В. рук. Фитина Н.Т. 2010 г.
Фото Касимова М.Н. 2019 ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», кафедра МДПИиНХК
Выпускная квалификационная работа «Традиции хакасского орнамента в проектировании комплекта качинского женского костюма» Кольчикова Т.О. рук. Киштеева О.В. канд. культурологии 2016 г.
Фото Касимова М.Н. 2019 ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова», кафедра МДПИиНХК
Хакасское платье Инкижекова К.Д. 1970-е гг.
Киштеева О.В. 2023 семейное хранение
Творческое объединение «Алтын чiп - Золотая нить», основано в 2018 г. на базе ГБУК РХ «Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова» Проект 2023 г. по изготовлению хакасского платья.
Тогочакова Вера Прокопьевна. Мастер Чон Узы Республики Хакасия 2023 г.
Сагалакова Е.Е. Мастер Чон Узы Республики Хакасия 2022 г.