Технология изготовления музыкального инструмента – чатхан
.
Анкета-паспорт
объекта нематериального культурного наследия
Республики Хакасия
1. Наименование. «Технология изготовления музыкального инструмента – чатхан».
2. Описание объекта. Чатхан – традиционный хакасский музыкальный инструмент, игрой на котором сопровождались исполнение хаем – горловым пением текстов героических сказаний или народные музыкальные наигрыши. Чатхан имеет форму продолговатого ящика, прямого или расширенного к основанию с прикрепленными вдоль металлическими струнами. Корпус чатхана бывает двух разновидностей: с торцевыми закруглениями и без них. Длина инструмента варьируется от 90 до 200 см., ширина от 12 до 26 см, высота от 10 до 12 см, количество струн 7-9 и более. Настройка каждой струны осуществляется при помощи передвижных подставок, имеющихся под каждой струной. В народно-исполнительской практике нет строго закрепленной высоты строя чатхана. Диапазон чатхана: от соль большой октавы до ре третьей октавы. Строй зависит от того, для какой цели инструмент настраивается: для аккомпанемента мужскому или женскому пению, в обычной манере или хаю, для сольного исполнения чатханных наигрышей или для оркестра. На сегодняшний день широко используется в исполнительской практике как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент.
3. Территории современного бытования объекта нематериального культурного наследия (ОНКН). Республика Хакасия Российской Федерации (все её муниципальные образования и населённые пункты) расположена в долинах рек Енисея и Абакана. На северо-западе республика граничит с Кемеровской областью, на юге и юго-западе – с Горным Алтаем и Тывой, на северо-востоке – с Красноярским краем. Южная граница Хакасии проходит по хребтам Западного Саяна.
4. Принадлежность ОНКН (этнос и конфессия). Хакасы – тюркоязычный этнос, преимущественно проживающий в Республике Хакасия. Религия: с XIX в. до 1917 г. – официальной религией хакасов считалось православие, на народном же уровне исповедовалась автохтонная религия, представлявшая единую систему шаманистских и тенгрианских культов.
5. Язык (или диалекты) этноса, которому принадлежит ОНКН. Хакасский язык (качинский, сагайский, кызыльский и шорский диалекты) относится к алтайской языковой семье тюркской языковой группы.
6. Сведения об особенностях ОНКН.
Историко-этнографическая характеристика
Чатхан – традиционный хакасский народный инструмент, широко известный во всех районах республики. Есть аналоги у других сопредельных тюрко-монгольских народов.
Слово чатхан восходит к древнетюркскому: «jat +уан», образованного от «jat» -1) лежать, 2) ложиться, 3) находиться; jat -II. класть, «расстилать»; «jatyag» — караульный (буквально лежачий)» и аффикса уан, образующего существительные результата или орудия от глагольной основы. Ср. хак: «чат» — 1) лежать, находиться; 2) ложиться; «чатхан» – чатхан (музыкальный инструмент)». По мнению Кильчичакова М.Е. этимология названия музыкального инструмента «чатхан» сложна и неясна: «ближе всего «чадыган» (качинское) - веками лежащее, упавшее в лесу дерево; или «чатхан» (сагайское) - «лежал». Н.Ф. Катанов, утверждал, что по-русски «правильнее (писать) «чаттыган» и относил это название к монголизму. По мнению монголоведов, этот инструмент, а, следовательно, и название заимствовано монголами у тюркских народов в XI-XII вв. Так, Ц.Д. Номинханов отмечал, что у монголоязычных народов есть подобный музыкальный инструмент, который у калмыков, например, называется «ятха», «ятх». Название это произошло из старо-калмыцкого «йатага – музыкальный инструмент, род гуслей»; у халха-монголов оно же звучит «ятга», «арфа»; в письменном монгольском «йатуга– гусли о 14 струнах», «йатугалиг – гусли о 10 струнах». Далее Номинханов приводит тюркские термины: хакасское слово «чатхан»; телеутское, койбальское и качинское (по Радлову) «жадаган – лежачая арфа»; барабинско-татарское «йадыган»; джагатайское «йатуган» — «лежачая арфа» (по Радлову). У сибирских татар был музыкальный инструмент, называвшийся «ядыган (ятаган)».
По данным П.С. Палласа калмыцкая «лежащая арфа, с татарскими гуслями сходная, называлась ятага». Аналогичный современный музыкальный инструмент у монголов также именуется «ятга–арфа».
Чатхан, несмотря на его древнетюркское происхождение, есть не у всех тюркоязычных народов. Он, например, отсутствует у алтайцев, но, по данным музея казахской музыкальной культуры, в XIX в. находился в ходу у восточных казахов под названием «жадыган». Чадаган является национальным музыкальным инструментом тувинцев. У северных тюрков его нет, нет ни у саха-якутов, ни у тюркоязычных долган Таймыра.
На своем долгом и сложном пути развития этот музыкальный инструмент претерпел немало изменений. Так, изначально струны были из сухожилий и кишок животных, из конских волос, затем стали заменяться металлическими (медными, латунными, стальными). Металлические струны, в свою очередь, сначала не были цельными, они надставлялись веревками из скрученных волос конского хвоста или конопли, льна, кишок, сухожилий животных и т.д. В современное время их делают полностью металлическими. В прошлом инструмент изготавливался кустарно, нередко самими же исполнителями, способом выдалбливания из цельного куска древесины лиственницы, сосны, пихты, желтого тальника и др. пород деревьев, но чаще всего из кедра и, особенно ели, обладающих большими резонансными свойствами. Позднее чатхан сколачивался из досок вышеназванных пород древесины, за исключением тальника, но чаще из кедра и ели. В недавнем прошлом в качестве подставок под струны, при помощи которых настраивается инструмент, использовались лодыжки (хазыхтар) из сустава ног барана или дикой козы. Сейчас такие подставки заменяются на деревянные. У более ранних чатханов верхняя дека в большинстве случаев выпуклая в среднем на 5 мм. Боковые стенки книзу были расширены на 20–30 мм. Толщина боковых и торцовых стенок в среднем от 4–6 до 10 мм, деки – 4–5 мм. Современные чатханы как правило изготавливаются с прямыми боковыми стенками и плоской декой. Ранее колки, на которые натягивались струны, были деревянные, затем – металлические фигурные, сейчас мастера заменили их на металлические вирбеля, что позволило изменить (уменьшить) расстояние между струнами от 2 и более см. до 1,5 – 1,7 см. На поздних чатханах добавилось дно.
Корпус чатхана составляют: дека (хак. ӱстӱ – верх, верхняя часть, вершина), две длинные боковые стенки (хак. хабырғалар – бока, край, грань, рёбра), две короткие торцовые стенки (хак. пастар – оконечность).
Счет струн ведется справа налево, т.е. со стороны, противоположной исполнителю. Каждая струна (хак. хыл – струна) чатхана имеет определенное название. 1-я струна – хырығдағы хыл (хак. хырығдағы – крайняя), 2-я – чоон хыл (хак. чоон – большая, толстая), 3-я – iкiнҷi чоон хыл (вторая толстая струна), 4-я, как и 5-я, – пасчаң хыл (нажимаемая струна), 6-я струна в шестиструнном и 7-я струна в семиструнном чатхане, либа последняя струна – иң нiскеҷек хыл (самая тонкая струна), 6-я в семиструнном чатхане, либо предшествующая последней – iкiнҷi нiскеҷек хыл (вторая тонкая струна) и т.д. По своей функции струны разделяются на мелодические (1-я, 4-я, 5-я, 6-я, 7-я и т.д.) и аккомпанирующие (2-я, 3-я).
Диапазон настройки нот чатхана от соль большой октавы до ре третьей октавы. Чатхан – транспонирующий инструмент, нотируется в скрипичном ключе первой октавы, а звучит на октаву ниже. Строй чатхана:
Это означает, что 1-я струна ля звучит в малой октаве, большая струна соль звучит в большой октаве, 3-я струна ре в малой октаве, 4-я струна соль в малой октаве, и так далее. Тональность чатхана определяется по второй струне. На рисунке представлены настройка чатхана в тональности Соль-мажор. Если настраивать чатхан в тональности Си бемоль-мажор, то вторая струна будет си бемоль большой октавы, если чатхан в тональности Ре-мажор, то вторая струна будет ре первой октавы.
Струны чатхана настраиваются не хроматически, а в порядке диатонического звукоряда Соль-мажорной гаммы, но единого строя и диапазона не имеют.
Для изменения основного тона используется специальный ключ, который подходит к колкам. Чатхан можно перестраивать в пяти тональностях. Например, если одно произведение написано в тональности Соль мажор, а следующее звучит в Соль минор, то исполнитель передвигает подставки под струнами на пол тона вниз тех звуков (струн), которые влияют в изменении тональности - в данном случае звук си. Но если следующее произведение звучит в тональности Си-бемоль мажор, тогда исполнитель использует ключ, так как основной тон должен звучать значительно выше, и передвижение подставок будет недостаточным. Поэтому в оркестровой практике для полноценного звучания чатхана используется основная тональность Соль мажор (минор), в других тональностях (Ля минор, До мажор) чатхан играет мелодию без основного тона, а так же интервалами, аккордами, форшлагами. Это связанно с тем, что значительное изменение тональности во время игры в оркестре на чатхане не желательно, так как инструмент быстро расстраивается.
История выявления и фиксации
Наиболее ранние упоминания о некоторых музыкальных инструментах населения Южной Сибири, в том числе и о чатхане, содержатся в трудах ученых ХVIII–ХIХ вв. Так, в 1722 г. Д. Г. Мессершмидт, описывая чатхан сказителя из местности по р. Урюп, отмечал, что инструмент был с шестью медными струнами [Messerchmidt, 1962. с. 250]. П. Паллас, путешествовавший в 1770 г. в местности «между Юсом и Абаканом на западной стороне Енисея», описывает чатхан качинцев с шестью сутужными (проволочными) струнами [Паллас, 1786. С. 459]. По сведениям Л. П. Потапова, в последней четверти ХVIII в. чатхан качинцев был «с шестью струнами из конского волоса» [Потапов, 1952. С. 117]. В последней четверти ХIХ в. качинцы пользовались чатханом с 5–6 струнами «из бараньих кишок и тонкой медной проволоки» [Каратанов, 1884. С. 635] или 5–9 медными [Попов, 1884. С. 657]. Сагайцы-сказители, по упоминанию Н. Ф. Катанова, также пользовались 6-струнным чатханом [Катанов, 1907. С. 211–212]. В начале ХIХ в. Г. Спасский, касаясь общего музыкального быта народов, кочующих в верховьях Енисея (койбалов, моторов, аринов, камасинцев, качинцев, сагайцев, бирюсов, каргинцев), характеризует их чатхан лишь как с 7 металлическими струнами [Спасский, 1818. С. 96]. В 1894 г. П. Е. Островских, описывая чатхан качинцев с 7 медными струнами, заметил, что 6 из них надставлены веревками из конопли или воловьих жил и лишь одна цельная [Островских, 1895. С. 95]. Веревочные надставки у сагайских, качинских, кызыльских чатханов (с 6–7 металлическими струнами) фиксирует в 1909–1910 гг. А. Анохин. Исследователи А. А. Кузнецова и П. Е. Кулаков в книге «Минусинские и Ачинские инородцы», опубликованной по результатам научной экспедиции, организованной в 1897−1898 гг. в связи с подготовкой землеустройства в Хакасии по изучению быта и хозяйственного положения коренных жителей, ошибочно приводят описание чатхана, перепутав его с хомысом: «На полки мужской половины кладутся и музыкальные инструменты инородцев. Наиболее распространенный из них чатыган (монг.слово), по виду представляет нечто среднее между русской балалайкой и мандолиной, и имеет от 2 до 3 струн из крученного волоса или жил; другой инструмент (комыс) своим устройством напоминает монохорд. Это длинный, снизу выдолбленный ящик, на котором натянуто до 9 проволочных струн, из которых многия надставлены различной длины тонкими жилами или же веревочками. Для подставок под струны употребляются маленькие бараньи бабки…» [Кузнецова 1898, 126].
Несколько полнее описан чатхан в трудах ученых ХХ – начала ХХI в. [Кенель, 1955; Бутанаев, 1995. Майногашева, 2000;]. Большая роль в описании хакасского национального инструмента чатхана принадлежит музыковеду Анатолию Константиновичу Стоянову [Стоянов, 1996; 2007].
Аксиологический аспект
Издавна чатхан играет важную роль в духовной жизни хакасов. Среди других хакасских народных инструментов он получил наибольшую востребованность. В народе к нему относятся с трепетной любовью и почитанием.
Чатхан в тесной связи с поэтическим творчеством хайджи-сказителя на протяжении многих столетий способствовал формированию мировоззрения и менталитета хакасов, созданию общеродовых непреходящих ценностей. Считалось, что хайджи-сказители, исполнявшие алыптыг-нымахи, высшими силами были наделены даром высокого мастерства. Когда они исполняли свои произведения, слушать их собирались духи – хозяева тайги, гор, рек. Согласно одной из легенд о чатхане, в древние времена волшебная музыка чатхана находилась у семи духов-великанов. Чатхан был выкраден одним смышлёным мальчиком и таким образом попал к хакасскому народу.
Звуки чатхана были сильнее камлания шамана. Если случалось, что шаман начинал камлание, а в другом месте исполнялось героическое сказание, то тёси (служебные духи шаманов) не выходили на вызов шамана. Они усаживались на чатхан и слушали пение сказителя. Чатхан любили слушать и души людей, покинувших земной мир. Так, по хакасскому обычаю на поминки обязательно приглашался сказитель-хайджи, который под аккомпанемент чатхана исполняет героическое сказание всю ночь. Считалось, что душа умершего человека садится на другой конец чатхана и слушает. Если в какой-то момент хайджи теряет голос, то на чатхане и на горле исполнителя чертили крестик, чтобы душа умершего не притянула себе хай сказителя. За исполнение героических произведений во время поминок на сороковой день сказителя щедро одаривали и дарили в подарок что-либо из одежды умершего.
В фольклорных произведениях чатхан наделен чудодейственными свойствами. Так, в алыптых-нымахах встречаются описания, где от волшебных, усладительных звуков чатхана замирает и преображается все вокруг. М.А. Кастрен писал о героическом эпосе «…у татар сила магии, т.е. мудрость, ставится выше силы меча, так как герои их отправляются в далекие земли за мудрым советом, и не один непобедимый побеждается слабой женщиной только силой мудрости. Замечу здесь, кстати, что по понятиям татар, песнь – высшее выражение мудрости, и нет в природе существа, которое могло бы противостоять ей. С благоговением рассказывали мне татары, как семь Кудаев сидят на вершине облака и слушают прекрасные песни, сопровождаемые звуками арфы. Даже айна выходит из земли по пояс, чтобы послушать звуки арфы и песнь, которой увлекаются и птицы воздушные, и рыбы водные, и звери степные, и даже скалы и горы...».
Ценность чатхана определяется тем, что он является хранителем традиций фольклорного творчества хакасов: он неразрывно связан с основным жанром хакасского фольклора – алыптых нымахом и хаем. Без вышеназванных взаимосвязанных компонентов (чатхан – хай – алыптых нымах) не может формироваться хайджи – ключевая фигура в хакасском народном музыкально-поэтическом и эпическом творчестве.
7. Предметы, связанные с описанием ОНКН (музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, орудия труда).
Чатхан как ОНКН имеет тесную связь с хакасским героическим эпосом, тахпахом, горловым пением.
8. Сведения о технике исполнения/технологии изготовления (указывается название техники или технологии, связанной с объектом, и даётся её описание).
Чатхан – музыкальный инструмент, для изготовления которого нет специальных фабрик. Существуют только маленькие мастерские, поэтому каждый экземпляр чатхана становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом. В прошлом инструмент выдалбливался из цельного куска хвойных деревьев. Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. В современное время чатханы делаются из уже обработанной доски. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть кедр, ель, сосна, иногда – лиственница. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, на торцевых стенках делают для колков. Собирают чатхан обычно при помощи клея.
Звук извлекается пальцами правой руки, которые приводят в колебание струны перед подставками. Левая рука употребляется для повышения звука вверх посредством нажатия на струны за колкамти для получения промежуточных тонов между тонами основных струн инструмента. Играют на чатхане пятью пальцами правой руки, иногда при игре аккордов добавляется левая рука, она исполняет отдельные мелодические линии и гармонические фигурации. Из видов пальцевой техники применяется: а) гаммообразная; в) аккордовая техника (от трех - до шестиголосных аккордов). Следует заметить, что аккорды играются в одновременном звучании. Если требуется их исполнение в арпеджиато, то принято делать указание - волнистый знак арпеджио перед аккордом. На чатхане исполняют два основных приема игры, это сиртып (щипок) и хыл алыстыра ойын (гитарный перебор).
Основной прием игры на чатхане сиртып (хак.сиртiп – щелчок, шалбан). Иными словами это пиццикато пальцами правой руки (иногда с опорой на мизинец), где большой палец играет мелодию, а указательный палец - аккомпанемент по двум струнам, составляющим интервал квинту (соль-ре). Реальное звучание мелодии в целом отличается от нотного письма, так как используется сокращение нотной записи произведения, которое никак не отмечается. Например, если написана четвертная нота, то реально будет звучать восьмая и две шестнадцатые (в квинту):
Восьмые ноты будут звучать так же, как написаны, без изменений.
Пишется Звучит
Направление ударов указательного пальца обозначается так: ˄- от себя, V - к себе.
При приемах игры аккордами, арпеджиато или хыл алыстыра ойын (гитарным перебором) участвуют все пальцы правой руки (в зависимости от количества звуков в аккорде). Название хыл алыстыра ойын для исполнителей на чатхане носит условный характер. Заимствованные из технического арсенала гитаристов, в исполнительстве на чатхане они подверглись значительному видоизменению. Наиболее активная роль в извлечении звука принадлежит здесь пальцам правой руки: все пальцы извлекают звук снизу вверх по направлению к себе, за исключением большого пальца - от себя, он является опорным. В нотном письме мелодия, исполняемая большим пальцем (иногда указательным), пишется нотами со штилями вверх, а аккомпанемент нотами со штилями вниз (с пятого такта):
Обр. хакасской народной песни П.Кима «Пай ирен»
Арпеджиато - эффектный прием игры на чатхане. Благодаря открытым струнам и особенному строю на чатхане имеется возможность исполнять прием в арпеджиообразной последовательности в восходящем и нисходящем, волнообразном движении. В этих случаях играют обе руки обычно указательными пальцами (при движении вверх), и большими пальцами (при движении вниз).
Йотируется арпеджиато обычно посредством нотного обозначения всего аккорда, указывающего предельно нижний и предельно верхний звуки волнистым рисунком, поставленным слева от нот.
Такой прием используется в произведении, написанном для двух чатханов в партии второго чатхана. Например:
Обр. С. Чаркова, Е. Улугбашева «Праздник в степи»
Примечание: в этом произведении в партии первого чатхана верхний голос исполняется пальцами левой руки, а нижний голос пальцами правой руки.
Вибрато и аншлаги на чатхане. Некоторые исполнители, нажимая левой рукой на не звучащие участки струн, придают звучанию вибрирующий характер. Два пальца левой руки указательный и средний, надавливают на струну колебательными движениями, получается вибрато. Аншлаг по принципу звукоизвлечения исполняется как вибрато, но звучит коротко так как надавливание левой рукой на струну более глубокое и резкое. Звук получается более ярким, насыщенным, в нотах не обозначается, используется по усмотрению музыканта в соответствии с характером музыкального произведения, художественным образом.
В целом характер звучности чатхана необыкновенно мягкий и поэтичный. В низкого регистре (соль большой октавы, ре малой октавы) глуховатый; в среднем (примерно от соль до до малой октавы) полный, мягкий; в высоком (от ре первой октавы и выше) звонкий светлый.
Игре на чатхане, также как и сказительству, специально не обучали. Овладение этими видами искусства с раннего возраста носило подражательный характер и, как правило, осуществлялось негласно.
9. Источники сведений об ОНКН:
Тип ответственности – исследователь, хранитель и эксперт.
Название организации – ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76).
10. Персоналии (краткие сведения о людях, связанных с объектом):
Мастера по изготовлению чатхана:
Чарков Сергей Трофимович 1960
Шулбаев Алексей Аннаньевич
Чебодаев Анатолий Михайлович
Коков Иван Леонтьевич
Известные сказители, тахпахчи, чатханисты:
Аргудаев Петр Гаврилович (1927-1999)
Балахчин Матвей Ефимович (1837-192..)
Бастаев Комотай (1906-1974)
Бурнаков Афанасий Семенович (1910-1976)
Добров Макар Константинович (1903-1969)
Кадышев Семен Прокопьевич (1885-1977)
Кильчичаков Михаил Еремеевич (1919-1991)
Курбижеков Петр Васильевич (1910 – 1966)
Курбижекова Анна Васильевна (1913-1990)
Кученов Вячеслав Николаевич 1969
Майнагашев Сергей Александрович 1963
Саможиков Александр Степанович (1951-2020)
Тоданов Павел Васильевич (1906-1973)
Тодинов Мачис Хорошевич (?)
Улугбашев Евгений Александрович 1959
Чарков Сергей Трофимович 1964
Чебодаев Олег Валерьевич 1970
Композиторы:
Кенель Александр Александрович (1898 – 1970)
Челбораков Георгий Иванович (1937-2007)
Катаева Нина Викторовна (1937)
Ким Павел Михайлович (1937)
Стоянов Анатолий Константинович (1946)
11. Коллективы и организации, имеющие отношение к ОНКН:
– ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76);
– ГАУК РХ «Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 12);
– ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» (г. Абакан, ул. Хакасская, 56/1);
– ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова» (г. Абакан, ул. Пушкина, 28а);
– ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 23);
– Институт искусств, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», (г. Абакан, ул. Вяткина, 14);
– Творческие коллективы Республики Хакасия;
– Учреждения культуры районных центров Республики Хакасия.
12. Сведения о действии над/с ОНКН (вносится информация о действиях трёх типов: сохранение, популяризация и использование).
Сохранение – хранение экспонатов старинных чатханов в музеях республики; содействие научным, искусствоведческим и технологическим исследованиям с целью эффективной охраны объекта нематериального культурного наследия; обучение в музыкальных школах детей игре на чатхане; создание Детской худ.академии.
Популяризация – регулярное проведение семинаров, мастер-классов, выставок с приглашением мастеров по игре на чатхане, народных мастеров; разработка образовательных программ для учреждений общего среднего, дополнительного образования, среднего и высшего образования Республики Хакасия; самоучителей игре на чатхане; с 2001 г. – проведение Международного симпозиума «Чатхан: история и современность».
Использование – в современном своем бытовании чатхан используется сказителями, исполнителями горлового пения как непременный атрибут этого вида искусства, чатхан активно используют в различных концертных номерах, во время проведения народных праздников. Игру на инструменте изучают студенты Института искусств ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова а также учащиеся музыкальных школ, школ искусств г. Абакана и районов.
13. Сведения об авторах-составителях паспорта:
Абдина Раиса Петровна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории».
Чарков Сергей Трофимович – преподаватель Института искусств ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», народный мастер «Чон узы».
14. Информация, необходимая для поиска сведений об ОНКН на сайте (тип и подтип объекта по рубрикатору, ключевые слова). Знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами, произведения декоративно-прикладного народного художественного творчества, устное народное творчество.
Ключевые слова: хакасы, традиционная культура, музыкальная культура, фольклор, тахпах, эпос, чатхан, горловое пение.
Литература
Бутанаев В. Я. Хакасы: Этнографический очерк. М., 1995. 49 с.
Каратанов И. Черты внешнего быта качинских татар // Изв. ИРГО. СПб., 1884. Т. 20, вып. 6. С. 632–656.
Кастрен М.А. Путешествие в Лапландию, Северную Россию и Сибирь // Магазин землеведения и путешествий: Географический сборник. – М., 1880.–Т.6, ч.2. Собрание старых и новых путешествий. – С.388
Катанов Н. Ф. Образцы народной литературы тюркских племен. СПб., 1907. Ч. 9. 658 с.
Кенель А. О музыке хакасов // Народное музыкальное творчество хакасов. Абакан, 1955. С. 4–12.
Конышева Л.М. Инструментоведение: хакасские национальные инструменты: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие – Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2017. – 76 с.
Майногашева В.Е. Хакасские сказители и певцы. Очерки, эссе о некоторых мастерах фольклора. – Абакан: Хакасское кн.изд-во, 2000. – 104 с.
Майногашева В. Е. Хакасский чатхан и краткая история его развития во второй половине ХХ века // К 70-летию со дня образования Хакасской автономной области. Абакан, 2000. С. 194–203.
Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // Живая старина. СПб., 1895. Вып. 3–4. С. 297–345.
Паллас П. Путешествие по разным местам Российского государства. СПб., 1786. Ч. 2, кн. 2. 571 с.
Попов Н. Поверья и некоторые обычаи качинских татар // Изв. ИРГО. СПб., 1884. Т. 20, вып. 6. С. 657–662.
Потапов Л. П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (ХVII–ХIХ вв.). Абакан, 1952. 217 с.
Спасский Г. Изображение обитателей Сибири // Сибирский вестник. СПб., 1818. Ч. 1. С. 93–105.
Стоянов А. К. О хакасском чатхане. Абакан, 1996. 52 с.
Стоянов А. К. Об изучении бытования чатхана в практике хакасских хайджи // Чатхан: история и современность: Материалы III междунар. симп. Абакан, 2007. С. 31–35.
Челбораков Г.И. Хрестоматия для чатхана. Нотное издание . – Абакан: Республиканский методический центр по художественному образованию, 2007. – 247 с.
Тугужекова В. Н. Чатхан: история и современность // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая. Абакан, 2006. Вып. 7. С. 136–140.
Древнетюркский словарь. .Л., 1969. С.247 и 652.
Хакасско-русский словарь. М., 1953, С.313-314;
Чатхан, История к современность. Материалы 1 Международного симпозиума 25-28 июня 1996 г». Абакан,
Кызласов Л.Р. Мой друг - дитя народа II Жизнь, отраженная в слове (К 80-летию со дня рождения М.Е.Кильчичакова). Абакан, 1999. С.50,
Катанов Н.Ф. Отчет о поездке в Минусинский округ Енисейской губернии, летом 1899 года, Казань, 1900, С.59 (отд. оттиск).
Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск, 1992. С. 147-162.
Номинханов Ц.-Д. Материалы к изучению истории калмыцкого языка. М., 1975. С.40, 175.
Номинханов Ц.-Д. Указ.соч. С. 175.
Ахметова Ф.В., Монасыпов Ш.Х. К вопросу о музыкальных инструментах сибирских татар // Проблемы происхождения и этнической истории тюркских народов
Сибири. Томск, 1987.
Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российского государства, 4,1, СП6..1873.С341;
Монгольско-русский словарь. М., 1957. С.697.
Тувинско-русский словарь. М., 1968. С.508.
Приложения
Приложение1
Чатхан. ХКМ КП-1522/2. Фонды ХНКМ им. Л.Р. Кызласова
Чатхан. ХКМ КП-6797. Фонды ХНКМ им. Л.Р. Кызласова
Разновидности форм чатхана
Приложение 2
Чатханы с подставками из лодыжек и дерева
Приложение 2
Способы расположения чатхана при игре
Приложение 3
Обучение игре на чатхане
Приложение 4
Мастер по изготовлению чатхана Чарков С.Т.
Приложение 5.
Этапы технологии изготовления чатхана
Технологический процесс изготовления чатхана состоит из следующих операций.
- подготовительные (выбор заготовок и их разметка);
- обрабатывающие (пиление, строгание, сверление отверстий);
- отделочные (зачистка поверхностей деталей, сборка изделия, лакирование или окрашивание).