«Хакасский женский сикпе́н»
Анкета-паспорт
объекта нематериального культурного наследия
Республики Хакасия
«Хакасский женский сикпе́н»
Базовая информация
1. Название объекта
Хакасский женский сикпе́н
2. Категория объекта
Традиционные технологии / техники
3. Этническая принадлежность
Хакасы – коренной тюркоязычный этнос Республики Хакасия
4. Язык
Хакасский язык (сагайский, качинский, кызыльский диалекты) относится к тюркской группе алтайской языковой семьи.
5. Конфессиональная принадлежность
Православие, Шаманизм
6. Места бытования
Республика Хакасия, Российская Федерация
7. Описание объекта (развернутое)
Сикпен 1) сукно // суконный; 2) перен. (национальное летнее пальто из тонкого сукна расшитого вышивками) [1] Пыраттығ сикпен – отрезной сикпен с аппликациями. Арғазы ӧрбелеен сикпен – неотрезной сикпен с вышитой спинкой[2].
Сикпен – осенний и весенний вид хакасской верхней одежды, у которого имеется широкий «шалевый» отложной воротник. По передней полочке неотрезные расширенные книзу полы, по спинке кроился отрезным в талии, от которой закладываются глубокие складки. В боковые швы вставлены клинья, проймы рукавов глубокие доходят до талии. Рукав сикпен имеет обшлаг с характерным полукруглым выступом - омах, который вышивается древовидным орнаментом, с пяти, семи лепестковой пальметтой, имеющей семантику Мирового Древа. Спинка сикпен длиннее и образует небольшой шлейф хузурух. Сбоку на женских сикпен иногда делали нарядные вышитые карманы iзеп (iзебi). Праздничные сикпен вышивались по воротнику и спинке, полукруглому обшлагу рукава (моркам). Сикпен считается праздничной одеждой, но носился и в будни. Как женский, так и мужской сикпен запахивается слева на право, имеет подклад, который мог быть частичным, только в верхней части. Мужской и женский сикпен отличались по крою. У мужских спинка была неотрезная, имелся шов посередине, расширяющиеся книзу полы, полукруглый отложной воротник из того же сукна. Мужские сикпен также декорировались вышивкой. В течение XIX в. мужские сикпен были вытеснены азямами.
Сикпен шился преимущественно из сукна, шерстяной ткани, но встречались праздничные вышитые сикпен из плиса. Женский сикпен носили как женщины, так и девушки, на фотографиях конца XIX начала XX вв. встречаются фотографии свахи и невесты одетых в вышитый нарядный сикпен. Дополнительным декоративным элементом сикпен являются вышитые декоративные сумочки нанҷых, которые подвешивались по бокам (нан), зачастую являлись парными, с одинаковым орнаментальным декором.
В конструкции сикпен имелись различия у разных этнических групп. У качинцев и сагайцев сикпен шился с 4 клиньями, у кызыльцев только с двумя (на конец XIX в.) Отложной шалевый воротник и обшлага оформлялись кумачом, плисом, парчой или ярким шёлком, на них нашивались правильными рядами или в виде несложного узора белые перламутровые пуговицы, разной величины с прикреплёнными посередине мелкими кораллами. Иногда воротник оставался из сукна и вышивался, также как и обшлага, узорами из шелка. В качестве декора на левой поле нашивают большие перламутровые пуговицы тана, сгруппированные от 4 до 9 элементов. Сикпен застёгивается на потайные пуговицы, пришитые к внутренней стороне полы за петли в боковом шве справа. Изнутри нередко подол и полы сикпен обшиваются полосами материи яркого цвета, спинка арға вышивается: швы проймы называются öрбезе и средний шов зашивается плотным швом öрбе (козлик). У талии на спинке сикпен оформляется такими декоративными элементами как прат и тартхан (саг.) или чыынчахтар (кач.). Прат представляет собой декоративный элемент – аппликацию, который имел трёхзубчатую форму, направленную вверх, плотно пришивается швом чӧрбеен к талии. Стягивающие стежки тартхан, с внутренней стороны выполнялись сухожильными нитками, с внешней декорировались цветным шёлком, висящие концы которых образовывали кисти. Существовал второй способ декорирования складок, когда их прошиваются швом öрбе или туюх öрбе, высотой с ширину ладони в пять-семь рядов разного цвета.
Орнамент вышивки спинки является основным декоративным акцентом этого вида женского костюма, который выполняется в нескольких вариантах: вертикальная композиция, включающая S-образные мотивы, мотивы вьющегося побега, несущего в целом символику «Мирового древа», располагается по центральному шву спинки сикпен. Такой орнамент вышивки можно отметить на сикпене народного мастера Е.В. Шалгиновой: в целом растительного вида орнамент сплетается в сердцевидные и S-образные структуры, венчающиеся в самом верху семи лепестковой пальметтой. Вышивка заполняет практически всю спинку, встречаются отдельные сложные по конфигурации элементы, не вплетённые в древо, но расположенные композиционно для уравновешивания фона и орнамента, вертикальная композиция с центральной осью симметрии и направленный вверх пирамидальный орнамент, а также собственно расположение орнамента в костюме (вдоль позвоночного столба), выстраивают семантический ряд: человек - Мировое Древо - Мировая - Гора. В сикпен народного мастера Е.Г. Чаптыковой орнамент на спинке вышивки располагается по принципиально другой схеме: по центральному шву спинки и швы глубоких пройм декорированы швом «ӧрбе», цвет вышивки которого меняется каждые 8-10 см, орнаментальные узоры располагаются симметрично по правой и левой стороне и расположены в верхней части. Сам орнамент не имеет оси симметрии, и представляет собой непрерывающийся сложный побег, в котором элементы расположены достаточно плотно, стремясь максимально заполнить фон. Орнамент вышивки расположенный на лопатках и крой спинки в целом напоминает силуэт летящей птицы. В этом варианте композиция орнамента спинки сикпен, несёт в себе несколько иную семантическую информацию выражения в женском костюме мифологического птичьего существа. Встречаются варианты вышивки спинки с вьющимся побегом по проймам, с вышивкой öрбе только по швам проймы и среднему шву, выделением среднего шва крупными сердцевидными элементами, выстроенными по вертикали в непрерывную полосу. В фондах МАЭ хранятся образцы сикпен с парным мотивом «вихревой» розетты – символом Солнца, расположенными в верхней части спинки. М.П. Чебодаева раскрывает символическое значение декоративных элементов прат связанных с ромбовидными нашивками из археологических находок, которые являются вместилищем детских душ (кут).[3] Таким образом, в декоративном оформлении костюма закладывается не только художественный образ, но и апотропейное значение орнаментального оформления, связанного с традиционным мифологическим мышлением.
Производство сикпен связано с такой древней технологией как ткачество, которое в начале XIX в. широко бытовало у хакасов. Толстое сукно ткали на горизонтальных станках, с одной нитченкой (кӱзӱг) и основоразделителем (адылға). На хакасском станке ткали полушерстяную ткань (таар), с основой из конопляных ниток (киндiр чiп) и утком из шерстяных (тӱк), и шерстяную ткань (сикпен).[4] В XIX в. производство полушерстяной ткани домашнего изготовления было достаточно распространенным среди хакасов, на конец XIX начало ХХ в., произошёл переход к покупным тканям. Суровое сукно, или сукманина – полушерстяная ткань домашнего изготовления, производилось на горизонтальных станках, бытовавших у кочевых народов Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана.[5]
Так как слово сикпен, переводится соответственно, как сукно, то подобное название верхней одежды из сукна встречается у многих тюркоязычных народов: у сибирских татар сукмэн, у западных казахов шекпеп, алтайский (алтай кижи и теленгиты) чекмень, чокпэн, башкирский сакмэн, различался крой такой верхней одежды. У казахов и алтайцев такой вид одежды имел широкий халатный крой, татарский, как и хакасский шился в талию, подол был несколько расширен. По своему происхождению подобная верхняя одежда происходит от тюркского распашного камзола, с отложными лацканами.
8. Предметы, связанные с объектом
Традиционный хакасский костюм, народные праздники.
9. Техники/Технологии, связанные с объектом
Традиционный хакасский орнамент, хакасская традиционная вышивка, ткачество.
10. Способы и формы передачи традиции
Традиции хакасского женского сикпена функционируют в живом бытовании. Как семейная реликвия сохраняется от поколения к поколению. Технология передаётся с помощью творческой деятельности народных мастеров Чон Узы Республики Хакасия, бытует в этнической среде в праздничной ситуации: семейные праздники, праздники республиканского значения, официальные мероприятия Республики Хакасия. Хакасский сикпен распространён в качестве сценического костюма в профессиональных фольклорных и театральных коллективах. С целью популяризации проводятся фестивали, конкурсы и выставки, посвящённые хакасскому костюму. Сохранение традиций эффективно осуществляется через проведение обучающих семинаров, мастер-классов, разработки методических пособий по хакасскому костюму, технологии вышивки, хакасскому орнаменту. Проводится содействие научным исследованиям в сфере изучения художественных традиций объекта НМК, функции сохранения образцов традиционной культуры выполняют музейные организации.
11. Справочная информация
- История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)
Первые научные сведения о хакасской этнографии относятся к ХVIII веку. В трудах и путевых записках участников академических экспедиций Д.Г. Мессершмидта, Ф.И. Сталленберга, Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, П.С. Палласа и И.Г. Георги встречаем описание одежды различных этнических групп. Описание одежды и в том числе сикпена даны кратко, но позволяют сделать выводы о времени бытования этих форм костюма.
У П.С. Палласа в работе «Путешествие по разным провинциям Российской Империи» отмечается, что качинцы «знатные в знатно случающееся у них время одеваются в верхнее суконное, а нижнее шелковое платье» ...[6]
В работе И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и др. достопамятностей» упоминается что у качинцев «верхнее платье шьётся из тонкого сукна или кож и хотя одна пола заходит на другую, однако ж оно ложится около тела плотно и гладко. На праздничном платье много видно красивых узоров и вычуров».[7]
Упоминание суконной верхней одежды у хакасов конца XIX начало ХХ вв. встречается в трудах И. Каратанова, Е.К. Яковлева.
В 1897 году в Красноярске по постановлению Енисейского губернского комитета была организована экспедиция по изучению особенностей хозяйствования и быта хакасов Минусинского и Ачинского уездов; в состав экспедиции вошли А.А. Кузнецова, А.А. Ярилов и П.Е. Кулаков. По результатом данной экспедиции вышла книга «Минусинские и ачинские инородцы, материалы для изучения» (1898), ставшей первой работой, в которой специально рассматривается хакасская одежда. А.А. Кузнецова описывает: «У инородцев Абаканской и Аскизской Управы осенней и весенней одеждой служит суконная накидка или кафтан (сикпэн) покроем напоминающий русский армяк стоимостью от 5 до 50 р.» [8] «Женский кафтан или пальто (сикпэн), встречающийся в Абаканской, Аскизской и Кизильской Управах, шьётся как и мужские шубы с клиньями, которые пришиваются к поясу. У качинцев и сагайцев они делаются с 4-мя клиньями, у кызыльцев только с 2-мя, но прежде были широкими и висли складками. Шов у пояса в трёх местах прошивается узорами из шелка в виде треугольника или другого рисунка и дополняется небольшими висячими кистями из цветного шелка. Проймы рукавов доходят до самого пояса, отложной воротник «шалью» и обшлага делаются из кумача, плиса или яркой шелковой материи и на них нашиваются правильными рядами или же в виде узора белые перламутровые пуговицы разных величин с прикреплёнными посередине мелкими кораллами; иногда же воротник и обшлага вышиваются узорами из шелка. Нередко подол и полы сикпена обшиваются полосами какой-нибудь материи яркого цвета, на спине вышиваются узоры шёлком и самые швы, идущие с боков, у пояса и плеч зашиваются сплошь узорным шитьём из разноцветных шелков. Большим щегольством, о котором не без зависти говорят остальные женщины, считается вышитый на обшлагах так называемый «именник», сочинённый каким-нибудь заезжим грамотеем, т.е. начальные буквы имени, отчества и фамилии обладательницы сикпена, год, месяц и число… На сикпэн употребляются: трико, плис, различное сукно и другие шерстяные материи. Стоит он от 2 до 15 р. и считается праздничной одеждой, но иногда носится и в будни».[9]
Ю.А. Шибаева по результатам экспедиций 1945-1951 гг. в монографии «Одежда хакасов» рассматривает особенности одежды у разных этнических групп качинцев, сагайцев, койбал и бельтыр. Автор констатирует, что в середине ХХ в. национальная одежда больше всего сохранилась в среде зажиточных качинцев, сагайцев и бельтир степной части Хакасии, проживающих компактными группами. По мнению исследователя, наименование сикпен перешло от формы одежды на материал из которого он изготавливался.[10] См. поговорку «сирт сарт чорыхтығ сикпен хара пöрiгтiг (саасхан)[11] (сорока). Ценные материалы экспедиции, зарисовки и опросные листы информаторов хранятся в рукописном фонде ХакНИИЯЛИ и являются важным источником о состоянии хакасского костюма в этнической среде середины ХХ в. а также хакасской терминологии относящейся к технологии шитья, вышивки, материалам.
В. Я. Бутанаев в своем исследовании «Национальная одежда хонгорцев», впервые раскрывает весь комплекс национальной одежды, обуви и украшений хакасов, включая обрядовый костюм. Автор ввел в научный оборот богатый иллюстративный материал, что является весьма ценным для изучения хакасской культуры[12].
М.П. Чебодаева в работе 2021 г. «Традиционный женский хакасский сикпен» рассматривает художественные особенности сикпен различных этнических групп: качинцев, сагайцев, кызыльцев по материалам музейных фондов, некоторые образцы являются редкими и вводятся в научный оборот впервые, данная монография имеет актуальное значение для популяризации традиций хакасского костюма на современном этапе.
В ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» в рамках выпускных квалификационных работ посвящённых традиционному хакасскому костюму были выполнены исследования кроя, художественная реконструкция качинского и сагайского сикпенов в 2013 и 2021 годах под руководством автора-составителя данного паспорта О.В. Киштеевой, канд. культурологии.
12. Источники информации:
- Архивы
Рукописные фонды ХакНИИЯЛИ
- библиография
- Бутанаев В.Я. Домашнее ткачество хакасов // Вопросы истории Хакасии / Ученые записки ХакНИИЯЛИ.. Вып. XXI, № 6,- Абакан, 1977. – С. 115-123
- Бутанаев В.Я. Иллюстрированная этнография хакасов. ‒ Новосибирск: ГУК СИПКП «Наука», 2004.
- Бутанаев В.Я. Национальная одежда хонгорцев. - Абакан, 2015. - 336 с.
- Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежды, жилищ, вероисповеданий и прочих достопримечательностей. Ч. 2. ‒ СПб: Императорская Академия Наук, 1799.- 178 с.
- Историко-этнографический атлас Сибири. / под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова.– М.: Изд-во Академии наук СССР 1961
- Каратанов И. Попов Н. Качинские татары Минусинского округа / предисловие Г. Н. Потанина.– СПБ.: Типография А. С. Суворина, 1885. – 48 с.
- Киштеева О.В. Орнамент и техника традиционной хакасской вышивки. – Абакан: Хакасское книжное издательство имени В.М. Торосова, 2021. – 64 с.
- Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и Ачинские инородцы. / Материалы для изучения. – Красноярск: Типография Енисейского губернского управления, 1898.– 298 с.
- Миллер Г. Ф. История Сибири. / Изд. 2-е доп. Т.1. − М.: «Восточная литература» РАН, 1999.− 630 с.: ил, карта. С.289.
- Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи/ [соч.] П. С. Палласа, д-ра мед., проф. натуральной истории и члена Рос. Имп. Акад. наук и С.-Петербургского Вольного Экономического Общества, также Римской Имп. Акад. испытателей естества и Королевского Англ. ученого собрания. - СПб. : Имп. Акад. Наук , 1809
- Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-петербургской императорской академии наук. / Ч. 2, К. 2.. ‒ СПб.: Императорская академия наук, 1786. – 571с.,19 цв. ил.
- Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов.– Абакан: Хакасское книжное издательство, 1982. – 87 с.
- Хакасско-русский словарь = Хакас-орыс сöстiк .- Новосибирск: Наука, 2006 г. 1114 с.
- Чебодаева М.П. Традиционный женский хакасский сикпен. ‒ Воронеж: ООО «Чемпион». 2021. – 48 с.
- Шибаева Ю.А. Одежда хакасов. 2-е изд. ‒ Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008.
— иные
Музейные коллекции:
- Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера»;
- Минусинского регионального краеведческого музея «Музей им. Н.М. Мартьянова»;
- ГАУК РХ «Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова»;
13. Современное состояние объекта
Образцы хакасского женского сикпен хранятся в исторических, краеведческих и этнографических музеях РФ, в частных коллекциях, коллекциях образовательных учреждений (фонды, школьные музеи). В течение ХХ и начале ХХI вв. конструкция, декоративное оформление и технологические приёмы в изготовлении сикпен существенно не изменились (изменился состав материала, из которого шьётся и автоматизировалась технология шиться с помощью швейной машинки). Декоративная вышивка и основные элементы остались неизменными. В начале XXI в. можно отметить факт возрождения традиций бытования этого вида верней одежды в этнической среде, в том числе силами народных мастеров. Хакасский женский сикпен является объектом изучения и популяризации народного костюма в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, фольклорных коллективах, театрах мод.
14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры
Хакасский женский сикпен – часть этнического праздничного костюма, передаётся в семьях как реликвия, является объектом творческой деятельности мастеров народного костюма. Является объектом изучения традиционного хакасского декоративно-прикладного искусства в образовательных учреждениях дополнительного, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Выполняет функцию сценического костюма фольклорных коллективов, объектом творческой стилизации у дизайнеров, работающих в направлении этномоды.
В области сохранения объекта НКМ работают музеи республики (хранение и изучение в фондах) представление в экспозициях, в том числе содействие научным, искусствоведческим и технологическим исследованиям с целью эффективной охраны и популяризации объекта нематериального культурного наследия.
15. Авторы/Составители
Киштеева Оксана Вячеславовна, кандидат культурологии, доцент кафедры МДПИиНХК, ИФИ, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
16.Сведения, сопровождающие аудио-, видео- и фотоматериалы:
Аудио-видео материалы не прилагаются
фотографии
1) Девушки в свадебном наряде
2) Майнагашев С.Д. начало ХХ в. Россия Хакасия
3) Музейный номер МАЭ № 2410-108
1) Портрет женщины в праздничном уборе (профиль). Качинцы
2) Россия, Хакасия начало ХХ в. Майнов И.И. начало ХХ в. Хакасия, Россия
3) Музейный номер МАЭ № 3892-13
1) Выкройка для вышивки обшлага (моркам) женского верхнего платья (сикпена)
2) Адрианов В.С. Енисейская губерния, Минусинский округ, Россия, Хакасия республика (Улус П. Инкижекова). 1903 -1904
3) Музейный номер МАЭ № 874-35
1) Вышивка цветными нитками на спинке женской одежды. Качинцы. Рисунок
2) Лесючевская О.Н. Россия, Хакасия республика. 1927 Хакасия, Россия
3) Музейный номер МАЭ И 1629-64
1) Фотография обшлага (моркам) сикпен и спинки сикпен
2) Киштеева О.В. 2021 г. ХНКМ
3) ГАУК РХ «ХНКМ им Л.Р. Кызласова» инв. номер ХНКМ КП 5890
1) Фотография спинки сикпен
2) Киштеева О.В. 2021 г. ХНКМ
3) ГАУК РХ «ХНКМ им Л.Р. Кызласова» инв. номер ХНКМ КП 3839/3
1) Фотография сикпен
2) Киштеева О.В. 2021 г. ХНКМ
3) ГАУК РХ «ХНКМ им Л.Р. Кызласова» инв. номер ХНКМ КП 4117/13
1) Фотография сикпен
2) Киштеева О.В. 2021 г. ХНКМ
3) ГАУК РХ «ХНКМ им Л.Р. Кызласова» инв. номер ХНКМ КП 4163
1) Фотография детского сикпен
2) Киштеева О.В. 2019 г. Минусинск
3) Минусинского регионального краеведческого музея «Музей им. Н.М. Мартьянова» инв. номер МКМ икэ 1767
1) Фотография сикпен народного мастера Е.Г. Чаптыковой
2) Киштеева О.В. 2012 г. Абакан
3) Собственность семьи мастера.
1) Фотография сикпен народного мастера Е.Г. Чаптыковой
2) Киштеева О.В. 2012 г. Абакан
3) Собственность семьи мастера.
1) Фотография сикпен народного мастера Е.Г. Чаптыковой
2) Киштеева О.В. 2012 г. Абакан
3) Собственность семьи мастера.
1) Хакасский национальный костюм «Сикпен». Выпускная квалификационная работа Загревской Ю.А. «Возможности реализации национально-регионального компонента школьного образования на уроках технологии» 2013 г. рук. Киштеева О.В. канд.культурологии
2) Киштеева О.В. 2022
3) ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова», кафедра МДПИиНХК
1) Хакасский сикпен. Выпускная квалификационная работа Табаковой И.В. «Особенности ознакомления учащихся детской школы искусств с хакасским костюмом» 2021 г. рук. Киштеева О.В. канд.культурологии
2) Киштеева О.В. 2022
3) ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова», кафедра МДПИиНХК
1) Хакасский сикпен. Крой Чаптыковой Е.Г., вышивка Шурышевой З.М. 2018 г. Республиканский праздник «Чыл Пазы»
2) Киштеева О.В. 2022
3) Принадлежит Шурышевой З.М.
1) Хакасский сикпен Тудояковой Азарики Константиновны (1992 г.р.), выполненный в рамках дипломной работы в 2014 г. Научный консультант Кидиекова И.К.
2) Кулимеева В.К. 2022
3) Принадлежит Кулимеевой В.К.
Персоналии (краткие сведения о людях, связанных с объектом):
Инкижекова Крестина Дмитриевна (родилась в 1912 г.) – участник областных, краевых и всесоюзных выставок народного творчества, в 1988 г. получила звание «Народный мастер»;
Шалгинова Евдокия Васильевна (родилась в 1918 г.) – участник краевых областных и всесоюзных выставок, дипломант республиканских выставок и фестивалей;
Дорина (Котожекова) Мария Николаевна (родилась в 1925 г.) – участник областных, краевых, всесоюзных выставок народного творчества;
Райкова Анфиса Петровна (родилась в 1933 г.) – мастер «Чон узы» в области изготовления хакасского традиционного костюма;
Чаптыкова Елизавета Григорьевна (родилась в 1937 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;
Спирина Анна Иннокентьевна (родилась в 1940 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;
Тогочакова Вера Прокопьевна (родилась в 1950 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат республиканских и всероссийских выставок самодеятельного творчества;
Шурышева Зоя Михайловна (родилась в 1952 г.) – мастер в области хакасской вышивки, занимается войлоковалянием, лауреат республиканских выставок самодеятельного творчества;