Хакасский национальный праздник Тун айра́н (Тун пайра́м)

Анкета-паспорт

объекта нематериального культурного наследия Республики Хакасия

1. Наименование. «Хакасский национальный праздник Тун айра́н (Тун пайра́м)».

2. Описание объекта. Тун айра́н (Тун пайра́м) (хак. тун – первый, первородный; айран – кисломолочный напиток особой закваски; пайрам – праздник) – хакасский национальный праздник, который посвящен одной из форм традиционного хозяйствования хакасов. Первоначальное название праздника – Тун айран. Айран – кисломолочный напиток, приготовленный особым способом из коровьего молока, – является основным молочным напитком. Из него готовятся многие другие блюда и напитки, в том числе айран арағазы (хак. айран араға – вино из айрана). Разведение крупного рогатого скота имело большое значение в жизни хакасов. Летом хакасы перегоняли скот с зимника на летнее пастбище. В начале лета, когда перезимовавший скот поправлялся на первых зеленых кормах и коровы начинали давать много молока, хакасы делали в большом количестве айран и заготавливали другие молочные продукты. В это время праздновался Тун айран. Праздник Тун айран сопровождался рядом религиозных обрядов, направленных на убережение скота от болезней, мора и краж и на увеличение его плодовитости.

В первые годы Советской власти праздник Тун айран прекратил свое существование и только в 1980 году, в связи с 50-летним юбилеем Хакасской автономной области, было решено восстановить и регулярно проводить праздник Тун пайрам! Переименование праздника Тун айран на Тун Пайрам обусловлено не только более широким значением слова пайрам «праздник», но и более широким внутренним содержанием. В этом празднике начали сочетаться древние скотоводческие обычаи, посвященные празднованию Тун айрана, и земледельческие праздники, отмечающие завершение посевных работ.

Начинается праздник с обрядовой части, после которой устраиваются спортивные состязания, конные скачки, готовится массовое угощение для всех гостей, выступают певцы и творческие коллективы республики, проводится айтыс – конкурс среди тахпахчи (исполнителей тахпаха) и много других конкурсов. Одним из основных на празднике является конкурс айрана, на котором представители всех муниципальных образований республики представляют на суд жюри и гостей свой кисломолочный напиток.

На сегодняшний день Тун пайрам является самым зрелищным и массовым праздником, на который собирается более десяти тысяч человек. На празднике можно близко познакомиться с разными аспектами хакасской традиционной культуры, приобрести памятные сувениры, попробовать национальные блюда.

3. Территории современного бытования объекта нематериального культурного наследия (ОНКН). Республика Хакасия Российской Федерации (все её муниципальные образования и населённые пункты) расположена в долинах рек Енисея и Абакана. На северо-западе республика граничит с Кемеровской областью, на юге и юго-западе – с Горным Алтаем и Тывой, на северо-востоке – с Красноярским краем. Южная граница Хакасии проходит по хребтам Западного Саяна.

4. Принадлежность ОНКН (этнос и конфессия). Хакасы – тюркоязычный этнос, преимущественно проживающий в Республике Хакасия. Религия: с XIX в. до 1917 г. – официальной религией хакасов считалось православие, на народном же уровне исповедовалась автохтонная религия, представлявшая единую систему шаманистских и тенгрианских культов.

5. Язык (или диалекты) этноса, которому принадлежит ОНКН. Хакасский язык (качинский, сагайский, кызыльский и шорский диалекты) относится к алтайской языковой семье тюркской языковой группы.

6. Сведения об особенностях ОНКН.

Историко-этнографическая характеристика

Территория проживания хакасского этноса представляет собой сочетание лесной, лесостепной и степной зон, что оказало непосредственное влияние на основные формы хозяйствования, одной из которых является скотоводство. В связи с большим количеством скота и ограниченностью пастбищ хакасам-скотоводам приходилось перегонять стада два раза в год. Для лета пастбища выбирались в горных и прохладных долинах, на берегах рек и озер, при этом сохранялся корм в степи на зимний период. В осенне-зимний период ветер сдувал со степей снег, открывая травянистую растительность, и скотина могла всю зиму добывать подножный корм. Перегоняя стада, хакасы перекочевывали вместе с ними, устанавливая, как правило, постоянные жилища на летниках и зимниках, так как пастбища в большей степени были постоянные, закреплённые за определенным родом или аалом.

Праздник Тун айран проводился после перекочевки с зимника на летник и сопровождался рядом религиозных обрядов, направленных на сбережение скота от болезней, мора и краж и увеличение его плодовитости.

К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили молочные продукты, шили новые национальные платья и изготавливали украшения. На месте празднования Тун айрана устанавливались березки, коновязь, к которой привязывали ритуального коня (ызых), и разводился большой костер. Ызых «священный конь» и Улуғ от «огонь» используются в обращениях к духам-хозяевам, олицетворявшем силы природы. Социальная природа всех духов-хозяев проявилась в том, что между людьми и духами осуществляется своего рода обмен: люди преподносят духам жертвы, духи в, свою очередь, отвечают на просьбы людей и защищают их. Если же люди не приносят жертв или приносят их недостаточно, духи сердятся и наказывают людей, в частности, лишают скотоводов скота, охотников – добычи, подвергают их жизнь опасности.

Обрядовые действия на Тун айране проводил почетный старец рода алғысчы (благословитель). Алғысчы освящал коня, краплением айрана на коновязь и огонь выбранный старец благодарил небо, землю, и просил духов-хозяев о том, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.

Обряд освящения Ызыха – священного коня. Священный конь, выбранный заранее по определенным критериям, являлся олицетворением хранителя скота и, следовательно, благополучия скотоводов. Во время ритуала освящения Ызыха алғысчы подходил к коню окуривал его богородской травой, омывал молоком с благопожеланиями увеличения продуктивности и поголовья стада. К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, затем, сняв уздечку, отпускали на волю. Именно этот обряд проводился только на празднике Тун айран.

Обряд почитания огня. Огонь как символ использовался хакасами во многих ритуалах. Его зажигали при рождении детей, на проводимых торжествах и праздниках, по случаю знаменательных событий, а также в тяжелые моменты скорби о погибших и умерших. По представлениям хакасов, огонь на празднике очищал праздничное место от влияния злых сил. На празднике Тун айран главное значение имеет восточное расположение костра относительно всех других объектов праздника. При проведении ритуала почитания огня алғысчы, обходя костер по ходу солнца, благодарил огонь за тепло и пищу. Затем это делали все участники праздника.

После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились ат чарызы (конные скачки), кӱрес (борьба), охчаа атары (стрельба из лука), тас хабары (поднятие камня), конкурс айтыс (соревнование по исполнению тахпаха) и др. Победители щедро угощались айраном, а также специально приготовленными подарками.

История выявления и фиксации

Праздник Тун айран является одним из древних традиционных праздников хакасов. Первые письменные упоминания о празднике встречаются в трудах ученых XVIII в. Самое первое описание принадлежит И. Г. Гмелину – члену академического отряда II-й камчатской экспедиции (1733-1743 гг.) Исследователь лично посетил праздник Тун айран, проводимый хакасами-качинцами и именуемый ими в тот период времени «Уруз» (не прижившееся название аналогичного калмыцкого праздника). Автор оставил краткое описание религиозного действа и последующего праздничного пира.

В 1772 г. другой исследователь Сибири П. С. Паллас, описывая этот праздник, отмечал, что он являлся самым большим и почитаемым праздником у местных жителей. Праздновался он в июне, когда накапливается много молока. Праздник сопровождался праздничной трапезой и обрядами. Один из них – обряд посвящения лошади в ызых (хак. – священный, посвященный богу), которая после этого посвящения оберегает скот.

В 1909 г. известный сибиревед А.Адрианов в 1909 писал, что этот праздник мог проводиться и в мае, когда коровы давали хорошие удои. Этот день приурочивали к выходным воскресным дням, когда все свободны от работы.

Краткое упоминания о Тун айране имеется и у советского этнографа, к.и.н. К.М. Патачакова, который оставил описание праздничного пира. Исследователь приводит наименования и описание некоторых хакасских национальных блюд, а также традиции и обычаи праздничной трапезы, сопровождаемой обрядом «кормления» огня. Описание хакасских народных праздников представлено в трудах хакасского учёного-этнографа, д.и.н. В.Я. Бутанаева. Методические рекомендации для специалистов учреждений культуры Республики Хакасия описаны в книге А.С. Тутатчиковой «Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников».

Первый официальный праздник Тун пайрам был проведен в советское время, в 1980 году, в Аскизском районе на Базинской поляне. Инициаторами этого праздника выступили Ю.Н. Забелин, В. П. Кривоногов, С.Е.Инкижеков, В.Я. Бутанаев и др., К.М. Патачаков и другие хакасские ученые ХакНИИЯЛИ. Тун пайрам уже в первые годы получил статус областного праздника, а с 1991 г. – республиканского. Этот праздник на сегодняшний день включен во все программы развития Республики Хакасия и проводится периодически один раз в два года на Сагайской поляне Аскизского района. Тун пайрам с первого праздника имеет собственную символику.

Аксиологический аспект.

Хакасский национальный праздник Тун пайрам является одним из наиболее значимых событий в традиционной культуре хакасского народа. Этот день давал возможность сосредоточить внимание на молочных продуктах и их роли в поддержке средств к существованию. Молоко и молочные продукты являлись важным источником питания хакасов. Молоко, являющееся основой жизнеобеспечения общества скотоводов-кочевников, могло осмысливаться как начало жизни, обеспечивающее воспроизводство человеческого рода. В связи с этим аксиологическая основа праздника Тун айран представляет собой совокупность характерных и жизненно важных установок, целью которых является увеличение мощи и богатства рода. У хакасов молочные продукты являлись символом достатка семьи. По этому поводу в хакасском языке имеется поговорка ах-сығы чох хара чей iсче соотв. рус. «ни кола, ни двора» (букв.: у кого нет молочного, пьёт чёрный чай).

Участие в праздновании Тун айрана, в различных ритуальных действиях, в общественной трапезе позволяло человеку ощущать себя не только индивидуальной личностью, но и членом рода, членом определенного этнического, социального, возрастного сообщества.

 На сегодняшний день праздник Тун пайрам является средством воспитания подрастающего поколения в духе национальных традиций, а также средством развития народного художественного творчества: он привлекает людей к активному участию в проведении и оформлении ритуалов, к приготовлению национальных молочных блюд и напитков, к изготовлению традиционных костюмов, созданию музыки, танцев и песен, к подготовке к конкурсу тахпахчы – айтыс.

Современное состояние объекта нематериального культурного наследия

В 1980 г. был проведен первый праздник Тун пайрам. В современном празднике Тун пайрам стали сочетаться древние скотоводческие обычаи и ритуалы Тун айрана и земледельческие обряды, связанные с окончанием посевных работ.

В современной Хакасии главное празднование Тун пайрама проводится периодически один раз в два года. Изначально праздник Тун айран не был привязан к определенной календарной дате, а проводился в зависимости от погодных условий и астрономических закономерностей. Так, предки хакасов обращали внимание на цикличность смены фазы луны и ее действие на растительный, животный мир, на организм человека. В зависимости от смен фаз луны проводили определенные хозяйственные работы, а также обряды и ритуалы, планировали важные мероприятия. Современный праздник Тун пайрам в большей степени проводится как зрелищное мероприятие, в котором зритель почти не участвует, а является сторонним наблюдателем. В некоторой степени идут процессы трансформации ритуалов и обрядов, молодое поколение упрощает каноны их проведения, не помнит текстов благопожеланий, обязательных при совершении обряда, в связи с чем возникает огромная необходимость их изучения и сохранения.

7. Предметы, связанные с описанием ОНКН (музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, орудия труда).

С праздником Тун пайрам связаны национальные костюмы, хакасские музыкальные инструменты (чатхан, хомыс, ыых, хобырах, тӱӱр), жанры хакасского песенного фольклора (тахпах, ыр, сарын), национальные игры (ат чарызы, кӱрес, охчаа атары, тас хабары) национальная кухня (айран, пiчiрӧ, хурут, пызылах, потхы, талған).

8. Сведения о технике исполнения/технологии изготовления (указывается название техники или технологии, связанной с объектом, и даётся её описание).

Тун пайрам по форме проведения является массовым зрелищным праздником, проводимым под открытым небом. После торжественной части на празднике одновременно действуют несколько разных площадок, на которых проходят разного рода действия: выступление творческих коллективов, конкурс тахпахчи, детские игры, спортивные конкурсы и др. Это все является единым действом, объединённым одним замыслом празднования Тун пайрама.

9. Источники сведений об ОНКН:

Тип ответственности – а) исследователь, хранитель и эксперт.

Название организации – б) ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76).

10. Коллективы и организации, имеющие отношение к ОНКН:

– ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76);

–Хакасская филармония им. В.Г. Чаптыкова (г. Абакан, пр. Ленина, 76, 3 этаж);

– ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 23);

– ГАУК РХ «Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 12);

– ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» (г. Абакан, ул. Хакасская, 56/1);

– Учреждения культуры районных центров республики.

11. Действия, связанные с ОНКН (вносится информация о действиях трёх типов: сохранение, популяризация и использование).

Сохранение – фиксация на электронных носителях истории проведения мероприятий посвященных празднованию Тун пайрама.

Популяризация – информирование в СМИ о республиканском празднике Тун пайрам, регулярное его проведение.

Использование – традиции, ритуально-обрядовые действия в проведении республиканских праздников.

12. Сведения об авторе-составителе паспорта:

Абдина Раиса Петровна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории», специалист по нематериальному культурному наследию ГАУ РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева»;

13. Информация, необходимая для поиска сведений об ОНКН на сайте (тип и подтип объекта по рубрикатору, ключевые слова). Обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

Ключевые слова: хакасы, традиционная культура, айран, хакасский национальный праздник, хакасский национальный костюм, календарные обрядовые действа, традиционная кухня хакасов, айтыс, Тун айран, Тун пайрам.

Литература:

  1. Адрианов А.В. Айран в жизни минусинского инородца. Записки РГО, отд.этнографии, -СПб., т.34, с.506-507.
  2. Анненко А., Забелин Ю.. Тун пайраму – 25! И века… История возрождения праздника.– Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005.
  3. Бутанаев В.Я. Хакасский праздник Тун пайрам. Препринт. Новосибирск: Типография ГПНТБ, 1983. – 6 с.
  4. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.В. Катанова, 1999.–76 с.
  5. Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: пространство и время. Вещный мир – Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1988. - 224 с.
  6. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. Часть 3. Кн. 1. 1772-73 гг. / П.С. Паллас // СПб. 1788. – С. 562.
  7. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов - Абакан, 1982. С. 49-50.
  8. Тутатчикова А.С. Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников. Методические рекомендации для специалистов учреждений культуры Республики Хакасия. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 76 с.
  9. Хакасско-русский словарь. Под общей ред. О.В. Субраковой. - Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.

 

 

 

Приложения

Фотографии, посвященные празднику Тун пайрам, из архива В.П. Балахчина

 

 

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

ПРИНИМАЮ