Традиционный хакасский орнамент

Посвящается искусствоведу, культурологу,

кандидату исторических наук

Ирине Кононовне Кидиековой

 

 

Анкета-паспорт

объекта нематериального культурного наследия

Республики Хакасия

«Традиционный хакасский орнамент»

1. Наименование. Традиционный хакасский орнамент.

2. Описание объекта. Традиционный хакасский орнамент – это декор, предназначенный для украшения различных предметов быта, произведений пластических искусств, архитектурных сооружений. Основан традиционный хакасский орнамент на ритмическом чередовании мотивов.

Хакасский орнамент характеризуется архаичностью форм, самобытностью и ярким художественным стилем. В нём обнаруживаются следы всех предшествующих культур, бытовавших на территории Саяно-Алтайского нагорья.

Орнаментация предметного мира, свойственная традиционной хакасской культуре, имеет мировоззренческие и мифологические основания. Это подтверждается тем, что исторические пласты хакасского орнамента, имеющего геометрические, зооморфные, растительные мотивы, изменялись с течением времени в соответствии с мировоззренческими представлениями народов, проживавших на территории Саяно-Алтайского нагорья. В то же время хакасский орнамент сохранил свою композиционную структуру.

Типологические особенности орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. В настоящее время значительное развитие хакасского орнамента наблюдается в вышивке, и поэтому он тесно связан с ансамблем традиционного костюма.

Хакасский орнамент, сохранявшийся в течение тысячелетий, прошедший сложный эволюционный путь развития и обогащения в результате внутренних и внешних факторов, представляет собой самобытное явление художественной культуры хакасов и является действующей художественной практикой хакасского народного творчества.

3. Территории современного бытования объекта нематериального культурного наследия (ОНКН). Республика Хакасия Российской Федерации (все её муниципальные образования и населённые пункты), которая расположена в долинах рек Енисея и Абакана. На северо-западе республика граничит с Кемеровской областью, на юге и юго-западе – с Горным Алтаем и Тывой, на северо-востоке – с Красноярским краем. Южная граница Хакасии проходит по хребтам Западного Саяна.

4. Принадлежность ОНКН (этнос и конфессия). Хакасы – тюркоязычный этнос, преимущественно проживающий в Республике Хакасия. Религия: с XIX века – православие, до христианства – шаманизм и тенгрианство.

5. Язык (или диалекты) этноса, которому принадлежит ОНКН. Хакасский язык, имеющий четыре диалекта (качинский, сагайский, кызыльский и шорский) и относящийся к алтайской языковой семье тюркской языковой группы.

6. Сведения об особенностях ОНКН.

Историко-этнографическая характеристика

С точки зрения типологической, хакасские орнаменты подразделяются на геометрические, растительные и зооморфные (И. К. Кидиекова).

Геометрический орнамент, как правило, наносится на изделия из дерева и кости. Иначе говоря, такой орнамент предназначен для украшения предметов на основе резьбы. Растительные мотивы преобладают в народной вышивке и на изделиях из войлока. Некоторые элементы геометрического орнамента представлены и в вышивке, которой украшали края воротничка, кайму на подоле, манжетах, поликах хакасского платья и т. д.

Составные элементы геометрического орнамента следующие: линии, штрихи, ряды косых и перекрещивающихся линий, зигзаги, треугольники, квадраты, ромбы, арки, концентрические и простые круги, спирали, розетки, волны, пунктиры, вписанные друг в друга сетчатые узоры. Эти элементы комбинируются в различные узоры, тем самым определяя их разнообразие. С точки зрения композиции, геометрические мотивы обычно организованы в бордюры, то есть они вытянуты вдоль одной прямой.

Геометрический орнамент в чистом виде встречается редко. Он чаще всего окаймляет растительные композиции, уточняет и завершает общую композицию узора или одежды. Геометрический орнамент, сохраняя определённое место в декоре, помогает подчеркнуть красоту и неповторимость растительного орнамента, уточняет и завершает его общую композицию.

Мотивы хакасского растительного орнамента не сводятся к природным образцам, поэтому различные ответвления узора (азыр), как и цветочные мотивы, в этом виде орнамента более абстрактные, чем те, что свойственны живой природе. Иногда в хакасском орнаменте можно найти схематическое изображение лотоса. Мотив «лотоса» часто формируется внутри арочных соединений и сердцевидных фигур, заполняя их внутреннее пространство. Пальметта, обрамлённая с обеих сторон стеблем, образующим сердцевидный медальон, является обычным мотивом орнамента, который представляет собой центр многоузорных композиций. Листья в хакасском растительном орнаменте в большей степени, чем ответвления узора, похожи на природные образцы. В орнаменте они представлены округлыми или заострёнными многолопастными отростками на стебле. Такие лепестки всегда дополняют основной узор. Как единичный мотив лист выступает в волнообразном стебле, сохраняя и повторяя свою остроовальную изгибающуюся форму.

Двухлепестковые полупальметты в хакасском орнаменте называются iкi азыр (‘два отростка’), трёхлепестковые – ӱс азыр (‘три отростка’). Частое соединение парных симметричных по вертикали двухлепестковых полупальметт создаёт узор, напоминающий расправленные крылья птицы на металлических амулетах-оберегах, которые чрезвычайно распространены у хакасов. Различные комбинации из полупальметт составляют основной фон орнаментальных композиций, дополняющих узор на вышитых изделиях.

К растительному орнаменту примыкает мотив «розетты», который применяется в украшении центральной части узора. Подобное применение названного мотива характерно для вышивки старинных кисетов, сумочек нанчых, головных уборов. Количество цветочных лепестков в узорах колеблется от 4 до 7. Большей частью в них встречаются четырёхлепестковые розетты.

Варьируется и форма лепестков. Простейший узор из повторяющихся удлинённых лопастей носит название чахаях хоозы (‘цветочный узор’). Существует и другое название этого узора – кӱн хоозы (‘узор солнца’). Лепестки розетт могут принимать округлые и почти круглые очертания.

Довольно часто в хакасских узорах встречается центрическая розетта, образуемая путём поворота оси, проходящей через центр круга в одну сторону по часовой стрелке так, что получается солярный знак в виде вихревой розетты с повёрнутыми в одну сторону как бы заострёнными лепестками. Этот знак распространён у многих народов и чрезвычайно популярен в хакасском народном искусстве. В Хакасии она называется ай хоозы (‘узор луны’) и ибiркi хоос (‘вращающийся узор’).

В многофигурных орнаментальных композициях появились новые разнообразные вариации розетт. Они всё более приближаются к растительным образам и представляют собой раздвоенные лопасти, а также остроконечные лепестки в сочетании с округлыми же лепестками. В указанных композициях применяются и многолепестковые – от 3 до 10 – розетты, которые свободно варьируются в волнообразном побеге и в узорах на наплечьях, манжетах, рукавицах. Именно к ним относится определение их как цветка – чахаях хоозы. Цветочный характер узора стал осознаваться хакасскими мастерами позже, когда появилась возможность варьировать мотивы.

В хакасской орнаментике в разных вариациях встречается древовидный узор. Один из них представлен узором на «подставках» − трёх отростках со стволом в центре, от которого отходят отростки разнообразной формы. Отростки имеют растительную форму, они направлены относительно ствола симметрично вверх. Древовидные композиции являются целостным осмысленным сюжетом с соподчинёнными частями. Отдельные элементы узора, широко разбросанные по обе стороны ствола, завершаются трилистником или пятилистником. В создании древовидного узора используются почти все мотивы растительного орнамента, при этом необходимым становится некоторая удлинённость и заострённость отростков и лепестков, благодаря чему создаётся рост узора «вверх».

Не самым распространённым мотивом в хакасском орнаменте является зооморфный роговидный мотив. Роговидный мотив имеет различные очертания в виде стержня парных в разной степени закрученных симметричных спиралей, между которыми располагаются арочные и ромбовидные отростки, иногда сочетающиеся с пальметтами и суженными сверху отростками. Этот вид мотива, зеркально-симметрично повторяясь, размещается в четырёх секторах, завершая крестообразные пересекающиеся фигуры. Им украшают верхнюю часть женского головного убора и войлочные ковры. Для украшения наплечьев, манжет и рукавиц этот узор не применялся.

В традиционном хакасском орнаменте имеются элементы, заимствованные у других народов. К ним относится, например, элемент пӱрек (‘почка’), который органично вошёл в круг излюбленных мотивов вышивки. Этот мотив в виде изогнутого семени яблока известен во всех странах Ближнего Востока. Если в казахской, киргизской орнаментике этот мотив органично входит в композицию узора, то в хакасской он воспринимается как элемент узора без связи с другими, дополняющими его, характерными деталями. Поэтому как единичный мотив пӱрек в хакасских узорах не применяется, а лишь создаёт впечатление мотива, принятого «формально», запомнившегося и не столь крепко связанного с основным узором и не дополняющего его, а только привнесённого в него. Пӱрек вогнутой частью, щедро заполняя сложные композиции узора, прикасается к его стволу, украшая наплечья, манжеты, рукавицы и другие детали традиционной одежды. Иногда пӱрек используют попарно, в таком случае его элементы либо срастаются, либо образуют фигуру с расходящимися в обе стороны завитками.

Одним из самых древних и наиболее распространённых элементов хакасского орнамента являются «узоры богини Умай» в виде трилистника различных вариантов. Богиня Умай считается у хакасов наиболее почитаемым и признанным божеством, основной спутницей и хранительницей хакасской семьи, она покровительствует роженицам и новорождённым.

Подобные орнаментальные композиции обнаружены среди наскальных рисунков и представляют собой полноценные орнаментальные фигуры, хорошо сопоставимые с симметричными образцами хакасской народной вышивки. Сопоставимость этого орнаментального элемента с Великой богиней Умай объясняется и его многочисленностью, и разнообразием вариантов, одним из которых является птичье крыло. Так, непременным атрибутом древнетюркских каменных скульптур богини Умай была чаша, в которую, по представлениям хакасов, временно перемещалась душа ребёнка на пути следования в материнское чрево. В некоторых случаях в скульптурах богини вместо чаши изображали птицу, где она символизировала связь с верхним миром.

Мотив птичьего облика сверхъестественного существа был широко распространён в тюркоязычной среде. Символы и мотивы зооморфного орнамента птичьего образа имели и защитные функции. Этот элемент хакасского орнамента называется иргек.

В хакасских вышитых изделиях распространён мотив, представляющий собой стилизованный трёхлопастный цветок с одним изогнутым лепестком. Трёхлопастный цветок встречается в орнаменте кисетов, рукавиц, поликов и манжет в самых различных сочетаниях, образующих сложные и витиеватые композиции. Соединённые дополнительными парными вертикальными волнообразными линиями, они служат для заполнения пространства между фигурами, образованными сердцевидными узорами. При этом растительный характер узора усиливается даже в тех из них, в основе которых лежат попарно соединённые роговидные завитки. В хакасском узоре даже в сложных композициях сочетаются не более трёх мотивов. Поэтому, даже несколько раз повторяясь в одном изделии, трёхлопастный цветок легко запоминается, а его местоположение чётко «прочитывается».

Таким образом, орнаментальное искусство хакасов развивалось, испытывая на себе как влияние глубоких местных традиций, так и художественной культуры многих кочевых и оседлых народов. Исходные мотивы хакасского орнамента, сохранившиеся в течение тысячелетий, не исчезли, напротив, они прошли сложный эволюционный путь развития и обогащения в результате внутренних процессов. Хакасский орнамент также испытал на себе влияние культур других этносов, причём часть новаций органично вошла в традиционный орнамент хакасов и оказывает плодотворное влияние на его дальнейшее развитие.

История выявления и фиксации

Первые этнографические сведения о хакасском орнаменте относятся к ХVIII веку и связаны с академическими экспедициями Д. Г. Мессершмидта, Ф. И. Сталленберга, Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, П. С. Палласа и И. Г. Георги. Хакасский орнамент упоминался этими исследователями в контексте описания материальной культуры: этнического костюма, предметов быта и т. д. В описаниях исследователей И. Каратанова, Д. А. Клеменца, П. Островских упоминаются вышивка и узоры, использованные народными умельцами в костюме качинских татар и кызыльцев.

Орнаменты кизильцев, сагайцев и качинцев описаны А. А. Кузнецовой и П. Е. Кулаковым в книге «Минусинские и ачинские инородцы, материалы для изучения», изданной в 1898 году. В приложении к книге опубликованы образцы орнаментов этих этносов. Описание хакасского орнамента встречается также в работе Е. К. Яковлева «Этнографический обзор населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея» (1900 г.). Большой вклад в изучение традиционного хакасского орнамента внёс сибирский исследователь А. В. Адрианов. Образцы трафаретов хакасского орнамента, собранные этим учёным, хранятся в сибирских музеях, а также в фондах Музея антропологии и этнографии им. Петра I (Кунсткамера).

Автор книги «Одежда хакасов» Ю. А. Шибаева исследует орнамент как неотъемлемую часть художественного оформления традиционного хакасского костюма. Описание материалов экспедиций, в том числе традиционного орнамента хакасов, хранящихся в рукописном фонде ХакНИИЯЛИ, являются ценным источником сведений об орнаменте и его этнических различиях.

Классификации, описанию и сравнительному анализу орнаментов народов Сибири посвящён фундаментальный труд С. В. Иванова «Орнамент народов Сибири как исторический источник XIX – начала XX в. Народы Севера и Дальнего Востока» (1960 г.). В этом труде, в том числе, упоминается и хакасский орнамент. В «Историко-этнографическом атласе народов Сибири» (1961 г.) этот же автор определяет типовой состав хакасского орнамента, а также называет комплексы, в которые входят разные типы орнамента. Кроме того, в книге представлены таблицы по хакасскому орнаменту, в которые включены образцы вышивки, резьбы по дереву, инкрустации оловом по дереву.

В ХХ веке исследованиями декоративно-прикладного искусства, а также орнамента и вышивки хакасского народа занималась искусствовед, кандидат исторических наук И. К. Кидиекова. В монографии «Орнамент хакасов» (1992 г.) автор даёт описание материалов и техники орнаментального декора, основных элементов геометрического и растительного орнамента, терминологию мотивов, символику орнамента. В приложении к книге представлены образцы орнаментального декора из музейных образцов: резьба по дереву и кости, инкрустации оловом, инкрустации серебром (конская упряжь), орнаменты вышивок, трафареты орнаментов и т. п.

Образцы хакасского орнамента в виде трафаретов начали собираться лишь с конца XIX века, в настоящее время они хранятся в разных музейных коллекциях. Образцы орнамента на предметах быта и костюме также хранятся в разных  музейных этнографических коллекциях.

Аксиологический аспект

Аксиологический аспект хакасского орнамента основывается на том, что орнамент является художественно-образным выражением картины мира этноса, визуально-пространственной характеристикой вертикали и горизонтали мира (правого и левого; верхнего, среднего и нижнего) и всех связанных с этими понятиями мировоззренческих структур и установок. Орнамент выступает в качестве средства познания истории и развития традиционной культуры народа; средства формирования ценностных установок этноса, сохранения его культурной и исторической памяти; средства сохранения, возрождения и развития народных традиций в области традиционных художественных ремёсел и народного костюма.

Хакасский традиционный орнамент включает человека в художественную деятельность посредством знаков и символов, закреплённых в структуре орнамента на протяжении длительного исторического периода. Он играет роль особого художественного языка, с помощью которого этническая культура транслирует информацию во времени (от поколения к поколению) и в пространстве современного общества.

7. Предметы, связанные с описанием ОНКН (музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, орудия труда). Традиционный хакасский орнамент прежде всего связан с вышивкой, используемой в изготовлении традиционного хакасского костюма. К предметам, связанным с описанием ОНКН, также следует отнести предметы прикладного и декоративного искусства, музыкальные инструменты. В настоящее время хакасский орнамент применяется в архитектуре и книжной графике, дизайне.

8. Сведения о технике исполнения/технологии изготовления (указывается название техники или технологии, связанной с объектом, и даётся её описание).

Важная особенность хакасских народных орнаментов и узоров заключается в том, что они навеяны природными образами. При изготовлении хакасского орнамента мастер не намеревается изобразить конкретный цветок или дерево с точной передачей характерных признаков растения, а руководствуется традиционной манерой орнаментации. В прошлом такие орнаменты вырезались из бересты, которая предварительно обрабатывалась, в настоящее время её заменила бумага. Вырезанные орнаменты называются ӱлгӱ (‘выкройка, мерка’), различают два их вида: туюх ӱлгӱ  и алынҷа ӱлгӱ.

Выкройка туюх ӱлгӱ (‘непрерывный узор’) предназначается для отделки определённой части костюма путём вырезания полного орнамента. Второй вид – алынҷа ӱлгӱ (‘отдельная выкройка’) – представляет собой разрозненные выкройки элементов узоров, соединяя которые в определённой композиции можно создать узор для вышивки одежды. При работе над композицией хакасского узора орнамент, выполненный в технике туюх ӱлгӱ, можно преобразовать в алынҷа ӱлгӱ и наоборот.

Хакасский орнамент используется в следующих техниках и технологиях: традиционной хакасской вышивке; художественной резьбе по дереву; войлоковалянии, традиционной инкрустации металлом по дереву, художественной обработке металла.

9. Источники сведений об ОНКН:

Тип ответственности – исследователь, хранитель и эксперт.

Название организации – ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76).

10. Персоналии (краткие сведения о людях, связанных с объектом):

Инкижекова Крестина Дмитриевна (родилась в 1912 г.) – участник областных, краевых и всесоюзных выставок народного творчества, в 1988 г. получила звание «Народный мастер»;

Шалгинова Евдокия Васильевна (родилась в 1918 г.) – участник краевых областных и всесоюзных выставок, дипломант республиканских выставок и фестивалей;

Конгарова Елизавета Ивановна (родилась в 1920 г.) – мастер в области хакасского орнамента, участник областных выставок;

Дорина (Котожекова) Мария Николаевна (родилась в 1925 г.) – участник областных, краевых, всесоюзных выставок народного творчества;

Райкова Анфиса Петровна (родилась в 1933 г.) – мастер «Чон узы» в области изготовления хакасского традиционного костюма;

Чаптыкова Елизавета Григорьевна (родилась в 1937 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;

Спирина Анна Иннокентьевна (родилась в 1940 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат всесоюзных, краевых, областных выставок самодеятельного художественного творчества;

Тогочакова Вера Прокопьевна (родилась в 1950 г.) – мастер в области изготовления хакасской традиционной национальной одежды, народный мастер «Чон узы», лауреат республиканских и всероссийских выставок самодеятельного творчества;

11. Коллективы и организации, имеющие отношение к ОНКН:

– ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева» (г. Абакан, пр. Ленина, 76);

– Хакасский народный фольклорный ансамбль «Чон кӧглері»;

– Хакасский театр моды «Алтыр»;

– ГАУК РХ «Хакасский национальный драматический театр им. А. М. Топанова» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 12);

– ГАУК РХ «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген» (г. Абакан, ул. Хакасская, 56/1);

– ГАУК РХ «Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова» (г. Абакан, ул. Пушкина, 28а);

– МАУК музей-заповедник «Хуртуйах тас» (Республика Хакасия, Аскизский район, аал Анхаков);

– ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории» (г. Абакан, ул. Щетинкина, 23);

– Институт искусств, кафедра декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», (г. Абакан, ул. Вяткина, 14);

– Учреждения культуры районных центров Республики Хакасия.

12. Сведения о действии над/с ОНКН (вносится информация о действиях трёх типов: сохранение, популяризация и использование).

Сохранение – хранение предметов со старинными вышивками, предметами декоративно-прикладного искусства  в музеях республики, в частных коллекциях, в том числе как семейная реликвия; содействие научным, искусствоведческим и технологическим исследованиям с целью эффективной охраны объекта нематериального культурного наследия.

Популяризация – регулярное проведение семинаров, мастер-классов, выставок с приглашением народных мастеров, исследователей; издание методических пособий, обучение специалистов по декоративно-прикладному творчеству; разработка образовательных программ для учреждений общего среднего, дополнительного образования, среднего и высшего образования Республики Хакасия.

Использование – применение орнамента в вышивке при создании традиционного костюма, при стилизации современной женской одежды; применение орнамента при украшении предметов декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, при оформлении архитектурных сооружений, в книжной графике.

13. Сведения об авторе-составителе паспорта:

Кидиекова Ирина Кононовна – кандидат исторических наук, искусствовед;

Абдина Раиса Петровна – кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ГБНИУ РХ «Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории»;

Киштеева Оксана Вячеславовна – кандидат культурологии, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова».

14. Информация, необходимая для поиска сведений об ОНКН на сайте (тип и подтип объекта по рубрикатору, ключевые слова). Знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами, произведения декоративно-прикладного народного художественного творчества.

Ключевые слова: хакасы, традиционная культура, хакасский национальный костюм, орнамент, вышивка, украшение.

Литература

  1. Адрианов А. В. Об орнаменте у сибирских инородцев / А. В. Адрианов // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде, декабрь 1911 – январь 1912 г. Пг., 1914. Т. 1. С. 102–108.
  2. Иванов С. В. Орнамент: историко-этнографический атлас Сибири / С. В. Иванов. – М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 498 с.
  3. Кидиекова И. К. Орнамент хакасов / И. К. Кидиекова. – Абакан: Изд-во ХГУ, 1996. 157 с.
  4. Кидиекова И. К. Жизнь традиций: к вопросу об инновациях в орнаменте хакасов / И. К. Кидиекова // Проблемы сохранения и развития историко-культурного наследия народов Саяно-Алтая: материалы региональной научно-практической конференции (20-22 сентября 2006 г.). – Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2006. С. 15–20.
  5. Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и Ачинские инородцы. / Материалы для изучения. - Красноярск.: Типография Енисейского губернского управления, 1898.- 298 с.. табл.
  6. Кызласов Л. Р. Народные рисунки хакасов / Л. Р. Кызласов, Н. В. Леонтьев. – М.: Наука, 1980. 176 с.
  7. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов, как исторический источник». ‒ М. «Наука», 1990. 224 с. 
  8. Скобелев С. Г. Изображение Божества Умай на подвесках из могильника Койбалы / С. Г. Скобелев // Семантика древних образов: сборник научных трудов. – Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1990. С. 152–158.
  9. Шибаева Ю. А. Одежда хакасов / Ю. А. Шибаева; отв. ред. В. Н. Тугужекова; Хакас. науч.-исслед. ин-т яз., лит. и истории. – 2-е изд. – Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2008. – 138 с.: ил.

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

ПРИНИМАЮ