Газета «Черногорский рабочий»: «Умное доброе время»

27.07.2017

11:50

Газета «Черногорский рабочий»: «Умное доброе время»

Ах, как же мы ждали этой волшебной недели «Чир Чайаана»! Ведь каждый фестиваль дарит зрителям незабываемые встречи – с актёрами, музыкой, спектаклями, всем тем, что называется ёмким словом «Искусство». И как же замечательно, что много лет назад в театре кукол «Сказка» появилась идея этого фестиваля. Причём именно в такой форме – не неделя спектаклей и конкуренций за звания и дипломы, а дружеского общения между актёрами и театралами.

Ну как бы ещё мы смогли увидеть представления испанских и итальянских кукловодов, мастеров работы со светом болгарского театра «Слон» и удивительных актёров питерского театра «Господин Пежо», самобытные танцы северных народов и изумительное музыкально-театральное представление украинского театра «ДахаБраха».

И вот пришло время очередного, IX Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан».

ГОВОРИТЕ,  ДОЖДИК НА УДАЧУ?

По уже сложившейся традиции торжественное открытие фестиваля начинается праздничным шествием по улицам Абакана, в котором принимают участие и актёры, приехавшие в республику, и зрители. На перекрёстках устраиваются небольшие представления, во время шествия происходит обмен впечатлениями.

Второй раз уже жителей республики приветствовали актёры голландского уличного театра «Close-Act». Их особенность – выступление на высоченных ходулях в фантастических костюмах. Прошлый раз гости фестиваля могли наблюдать трогательных, хотя и огромных динозавров. Да, они были страшны в своей мощи, но так беззащитны в поисках друзей. На этот раз голландцы приземлились на хакасскую землю целым роем огромных белых бабочек. Под предводительством трёх то ли жуков, то ли ночных мотыльков, изящные создания, трепеща крыльями, буквально парили над городом, приводя в восторг не только детей, но и взрослых.

Но главное событие, как обычно, развернулось на театральной площади. Ей-богу, возникло впечатление, что «Чир Чайаан» из замирья, потусторонности наблюдали настоящие духи природы. Вот только представьте: участники собираются у парка «Орлёнок», идут по улицам, останавливаются на площадях, наблюдают обряд кормления духов – погода прекрасна и благосклонна, солнце, лёгкий ветерок. Но только до старта фестиваля на крыше театра «Сказка» остаётся минутка, как небо стремительно затягивают тучи и на землю проливается мощный ливень. Воистину, разверзлись хляби небесные. Причём, как только закончилось представление коллективов, словно по мановению повелителя дождя, прекратился и ливень. К чести земляков стоит отметить, что большинство оказалось сильно духом и не бросилось вон с площади искать укрытие по домам.

Кстати, с особым чувством и весёлым смехом встретили зрители выступление кемеровского театра кукол. Ведь в своей коротенькой стихотворной речи актёры упомянули надежду, с которой ехали на фестиваль: «Под солнцем хакасским согреться». Что ж – солнце бывает разным, порой и за тучами. Но не даром же «Чир Чайаан», фестиваль не только этнический, но и экологический.

ЖИВОЙ МИР –  ЖИВЫЕ МЫ

Изначально особенностью театрального праздника  был акцент на особом отношении к природе. Об этом говорили актёры и российских, и зарубежных театров. Об этом показывали документальные фильмы. Об этом говорили гости республики, когда после представлений отправлялись на экскурсии по Хакасии.

И в этот раз экологический аспект не был забыт. Большой театр кукол из Санкт-Петербурга привез спектакль «140 ударов в минуту». Это небольшая история о рождении и взрослении малыша, его общении с окружающим миром, дружбе с каждой букашкой и козявкой, и, увы, постепенной потере умения слышать шум травы и звук ветра, понимать, о чём говорят гусеницы и как танцуют птицы. Грустно. Но грусть эта светлая. Ведь пока длится спектакль, пусть ненадолго, но возвращается чувство понимания, родства с природой.

«Очень необычно, ярко и артистично передана идея жизни, человеческой жизни, той ценности, для которой миры вселенной являются оправой. Это было очень открыто, из потаённых уголков души и сердца, эмоционального мира. Главное – быть в гармонии!» - записала свой отзыв после спектакля 17-летняя Лиза.

ЗДРАВСТВУЙ, ДРУГ МОЙ НЕЗНАКОМЫЙ!

Особенное спасибо фестивалю за то, что он каждый год знакомит нас с людьми других культур, иных национальностей. Ведь на самом деле, не зная искусство, литературу разных этносов, невозможно составить их полноценный портрет.

Сколько раз приходилось слышать, мол, ох уж эти турки – и наглые, и обманщики, и такие, и сякие, в общем, неприятные люди. Но тот, кто видел в 2008 году спектакль «Следы Медеи» турецкого театра  «Луна, Перемещение, Голоса», к слову сказать, полностью игравшегося на турецком языке, уже никогда не скажет  вышеупомянутой глупости. Как не будет снисходительно относиться и к представителям других национальностей, потому что знает – в каждой культуре есть свои достижения, свои уникальные находки, приёмы и мастерство.

В рамках Девятого «Чир Чайаана» зрители вновь встретились с милейшей актрисой кукольного театра  из Японии Юки Кудо. Её представления для самых маленьких театралов, и что важно – это сугубо личный разговор между зрителем и кукловодом. Не просто театр одного актёра, но и театр одного зрителя. И судя по реакции малышей, представление им очень понравилось.

Ещё одна зарубежная труппа, с которой встретились гости «Чир Чайаана», - испанский театр Джорди Бертрана. Вроде бы незамысловатое представление через какое-то время настолько затягивало в себя зрителей, что они полностью погружались в перипетии тайной, внутренней жизни букв. Как и турки, испанцы вели спектакль на своём языке, но… недопонимания не было. Яркие образы, сочная музыка с лёгкостью преодолели языковые преграды. А уж для юных филологов это и вовсе был праздник души – не зря они всегда верили, что буквы живые, у них есть своя тайная жизнь.

Честное слово, выходя после представления, хотелось засесть за список пожеланий организаторам  фестиваля на тему, кого ещё им стоит пригласить в Хакасию. Ведь представьте, как было бы интересно увидеть представления национальных африканских мастеров кукол, пупенмейстеров Океании и Австралии. Да и мало ли ещё на земле разных этносов, с которыми мы не знакомы.

БЕЗУПРЕЧНАЯ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ

В этом году наша республика вновь вошла в программу Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли» министерства культуры России. Благодаря чему зрители смогли встретиться с уже упомянутыми актёрами большого театра кукол из Санкт-Петербурга и удивительными спектаклями, которые привез Российский академический молодежный театр (РАМТ).

В Москве на представления РАМТа пробиться крайне сложно, несмотря на довольно высокую стоимость билетов. У нас же, благодаря федеральной программе, и цены были доступнее, а главное, все желающие смогли попасть на представления москвичей.

Первым зрители увидели «Сказки на всякий случай» - двухактный спектакль, созданный по мотивам рассказов Евгения Клюева. Это современный автор, чей стиль, пожалуй, можно определить как психолого-сюрреалистический. Начиная с одной из своих первых книг «Между двух стульев», которая сразу заинтересовала и заинтриговала читателей непредсказуемостью сюжета, загадочными героями, которые словно вышли из кэрролловской «Алисы», Евгений Клюев продолжает писать вещи в парадоксальном смысловом ключе. Его произведения требуют обдумывания и рефлексии, их просто так, с наскока, не понять, и в этом сила актёров РАМТа, что они смогли переложить сложные вещи на сценический язык без ущерба для идей.

Настоящим же апофеозом зрительского восторга стал спектакль «Кролик Эдвард», созданный по сказке американской писательницы Кейт ДиКамилло. Сама сказка довольно проста, в ней есть всё, что нужно для волшебной истории, – ожившая кукла и приключения, борьба со злом и равнодушием и всепобеждающая любовь. Но коллектив РАМТа смог сделать из приключений кукольного кролика по имени Эдвард поистине безупречный спектакль. В нём много света и звука, сценических эффектов и мастерской актёрской игры, и при этом – смысловая часть ни на секунду не отступает на задний план, как, увы, порой бывает.

- Над спектаклем работала большая команда, - рассказала в эксклюзивном интервью нашей газете режиссёр РАМТа Рузанна Мовсесян, - и мне всегда обидно, что зрители видят только актёров, и не представляют, как ведётся спектакль. Сколько людей за кулисами обеспечивают эту красоту, и что происходит на сцене. Нас от РАМТа 55 человек приехали, в спектакле задействованы всего девять, хотя они и играют около тридцати персонажей.  Наш постоянный соавтор – обожаемый наш художник Мария Утробина. Впервые с нами на «Кролике» работал Иван Волков, замечательный композитор. И мы с ним так сроднились, что и дальше решили продолжать вместе. Уже придумываем следующие спектакли. Работали с нами мультипликаторы, даже цирковая фирма. Но в спектакле нет ни одного фокуса ради фокуса. И мы рады видеть, как зрители нас встречают, как они понимают спектакль.

И радостно было слышать, как выходя после представлений, зрители и маленькие и взрослые не просто обменивались впечатлениями, но и говорили о том, что надо бы найти и прочитать книги, по которым были поставлены спектакли. Ведь это просто замечательно, что сценическое искусство служит импульсом к чтению.

За фестивальную неделю зрители смогли посмотреть десятки спектаклей, встретиться с более чем трёхстами участниками из пяти стран. Безвозмездную финансовую помощь, как и прежде, оказало АО «СУЭК». 

Валентина СОСНОВСКАЯ,

фото автора. «ЧР» №57 от 25 июля 2017 г.

Главное фото: Игор Шевченко

Категории: Спектакли, Отзывы, публикации, Чир Чайаан

3200

0

Чтобы оставить комментарий выполните вход через ЕСИА

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

ПРИНИМАЮ