Газета «Хакасия» об опере «Чанар Хус»: Три часа действа, музыки и красоты

21.12.2016

09:36

Газета «Хакасия» об опере «Чанар Хус»: Три часа действа, музыки и красоты

Всегда жалею, что в языке много обыденного и совсем небольшое количество слов необыкновенных, позволяющих хотя бы немного обозначить высоту и значимость происходящего события.

Грандиозное, красивое, сильное зрелище. Все эти эпитеты — лишь малая толика, передающая силу эмоций, торжествовавших на сцене и в зале республиканской филармонии 15 декабря, в день премьеры оперы «Чанар Хус». Долгожданной премьеры...

— Мы ждали этого события 36 лет, — так от лица всех любителей музыки сказала народная артистка Хакасии Клара Сунчугашева. — Для нас было так важно, чтобы опера «Чанар Хус» возродилась вновь.

Понятные и щемящие слова, когда знаешь, что певица была в числе людей, давших клятву поставить первую национальную оперу, музыку к которой написал выдающийся деятель хакасской музыкальной культуры, композитор, учитель Александр Кенель. Он начал работу над оперой ещё в 1950 году, используя всё разнообразие хакасского песенного фольклора — народные песни, тахпахи, плачи (сыыхи). В 1966 году опера была частично продемонстрирована публике. А в 1970-м не стало Александра Александровича, мечтавшего увидеть всю оперу. Именно на его могиле поклялись ученики поставить «Чанар Хус» на хакасской сцене — и клятву сдержали.

Показ полной версии первой национальной оперы состоялся 28 октября 1980 года. Подготовлена она была энтузиазмом коллектива Абаканского музучилища. Главные партии исполнили известные исполнители Владимир Чаптыков, Клара Сунчугашева, Вера Топоева, Владимир Терешков, Зинаида Аршанова.

Безусловно, эта постановка стала тогда главным музыкальным событием. Долгое время — пусть уже в воспоминаниях, ведь наступили перестроечные времена, когда (не до частностей!) под вопросом стояло сохранение культуры — она и оставалась событием.

Нынешнее возрождение оперы стало в какой-то мере символичным и очень важным для национального самосознания.

Это настроение чувствовалось в зале, который собрал несколько поколений. Многие зрители видели ту, первую версию оперы «Чанар Хус», что в разы увеличивало градус ответственности режиссёров, художников, музыкантов, исполнителей партий современной постановки.

— Проведена огромная серьёзная работа для того, чтобы филармоническим коллективом поставить оперу, — поздравляя всех с премьерой, сказала министр культуры республики Светлана Окольникова. — Значимость этого события для Хакасии невозможно переоценить.

Над новой версией оперы «Чанар Хус» работали московский режиссёр Михаил Борисов, режиссер Юлия Белогурова, художник-постановщик Степан Зограбян, хормейстер Марина Штарк, концертмейстер Ирина Малина, балетмейстер Наталья Апуневич.

Выразительные костюмы, «сочинённые» Вячеславом Кученовым, шили мастера театра «Читiген».

Профессиональная, сработанная команда справилась с серьёзной задачей, в принципе создавая заново национальную оперу (ведь со времени первой постановки прошло много лет, истлела даже плёнка, на которой была записана телевизионная версия оперы, та же судьба постигла Кенелевский клавир).

— Мы заново создали партитуру для симфонического оркестра, максимально бережно сохранив музыкальный материал Александра Кенеля, — рассказал дирижёр симфонического оркестра республиканской филармонии, заслуженный деятель искусств Хакасии Вячеслав Инкижеков.

О нём вообще хотелось бы сказать особо — даже не потому, что его энтузиазм, постоянное стремление к новым высотам также послужили возрождению национальной оперы. Три часа действа, три часа симфонической музыки... Удачная сценография, сделавшая небольшую концертную площадку объёмной, позволяла видеть оркестр, находившийся будто в другом — огромном по впечатлению — зале.

Дирижёр, стоявший на границе реальной действительности оперной сцены и виртуально увеличенной, перенесённой на сцену оркестровой площадки, сам стал символом действа. Руки его, ставшие неожиданным элементом сценографии, действительно напоминающие крылья, будто наглядно иллюстрировали арию главного героя: «Я Чанар Хус, я сын Орла, свобода — вот моя стихия...».

Это было красиво.

И это главное, что хочется сказать о постановке возрождённой оперы «Чанар Хус».

Автор: Елена АБУМОВА

Источник: газета "Хакасия"

Категории: Спектакли, Отзывы, публикации

2885

0

Чтобы оставить комментарий выполните вход через ЕСИА

Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "Закон о персональных данных").

ПРИНИМАЮ